Стандарта Оформление Отчета По Учебной Практике В 2021 Году

Правильное оформление отчета по практике: пример и требования по ГОСТу

Стандарта Оформление Отчета По Учебной Практике В 2021 Году

Основным документом, которым подтверждается факт прохождения практики, является отчет. Именно его анализируют и оценивают преподаватели. Внимание обращают не только на содержание, но и на оформление отчета по практике.

Как оформляется отчет по практике

Определение 1

Отчет по практике – это структурированный документ, включающий стандартный набор элементов.

В состав отчета по практике входят:

  1. Титульный лист. На нем пишется информация о вузе, указывается тип работы («Отчет по практике»), место прохождения практики, данные студента и руководителей практики (от предприятия и от вуза), город и год подготовки отчета. Обычно заверяется печатью предприятия.
  2. Оглавление или содержание (пример оформления этого элемента отчета по учебной практике обычно дают на кафедре – главное, что он содержит названия всех разделов и номера страниц, на которых они начинаются).
  3. Введение. Как и в других работах, служит для представления читателю того, с чем ему предстоит ознакомиться.
  4. Основная часть. Конкретное содержание и деление на части зависит от типа практики и специальности стажера.
  5. Заключение, в котором пишутся выводы по практике.
  6. Список использованных источников (в том числе включающий нормативно-правовые документы).
  7. Приложения (обычно характеризуют предприятие, а также содержат источники информации для анализа – например, устав, отчетность, организационная структура фирмы, должностные инструкции, примеры первичных документов – договоров, накладных, актов). Здесь же могут содержаться работы, выполненные самим студентом, полученные им благодарности и грамоты.

Дополнительно к отчету прикладывается дневник прохождения практики и характеристика студента.

ГОСТ на оформление отчета по практике

Отдельного ГОСТ для оформления отчета по практике (чтобы так и назывался: «Стандарты оформления отчета по практике») не существует. Для того, чтобы правильно оформить отчет по практике, можно воспользоваться ГОСТ 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Среди основных требований к оформлению отчета по практике можно отметить:

  • Отчет выполняется преимущественно на листах формата А4. Если специфика отчета предполагает наличие большого количества чертежей или таблиц формата А3, допустимо перейти на такой увеличенный формат, но это скорее исключение. Отдельные большие чертежи могут быть вынесены в приложения, тогда большой лист просто достаточно свернуть по размеру отчета.
  • Текст печатается на одной стороне бумаги, вторая остается чистой.
  • Отчет выполняется печатным (не рукописным) образом с помощью компьютера.
  • Шрифт делается черным, размер не менее 12 (более распространен 14 размер как удобный для чтения).
  • На листах отчета со всех сторон нужно оставлять поля, причем сверху и снизу не меньше 2 см, слева не меньше 3 см, а справа не меньше 1 см (чаще делают 1,5 см).

Рисунок 1. Параметры полей в отчете по практике

  • Нельзя выделять текст полужирным шрифтом. Если очень важно сделать акцент на каком-то фрагменте, его допускается напечатать другой гарнитурой (если оформление отчета по практике делается шрифтом Times New Roman, образец шрифта для выделения кода программы – Courier New).

Правила оформления отдельных элементов отчета по практике

Оформление рисунков, таблиц и формул в отчете по практике выполняется точно так же, как и в других студенческих трудах:

  • Таблицы и иллюстрации помещаются в тексте по возможности сразу же после первого упоминания (такого как «Схема процесса представлена на рисунке 1», «Данные о численности сотрудников приведены в таблице 5»). Если размер объекта не позволяет разместить его на той же странице, допустим перенос на следующую страницу. В таком случае свободное пространство не оставляется, а заполняется текстом. Схема размещения примет вид: Упоминание – Следующий текст до конца страницы – Рисунок или таблица – Дальнейший текст.
  • Все рисунки и таблицы нумеруются (даже если их всего по одной штуке в отчете, так и пишется – «Рисунок 1», «Таблица 1»). Для таблиц и иллюстраций нумерация ведется отдельно.
  • После самого рисунка посередине строки размещается подпись: «Рисунок 1 – Название первого рисунка». Название должно отражать то, что изображено.

Рисунок 2. Пример оформления рисунка в отчете по практике

  • Перед таблицей пишется заголовок: «Таблица 1 – Название первой таблицы».
  • Допускается использование как сквозной нумерации по всему отчету (1, 2, 3 …), так и в пределах главы. Тогда номер состоит из двух частей, разделенных точкой – номер главы и номер объекта в пределах этой главы: «Рисунок 2.1».
  • В таблицах заголовки граф и строк пишутся с прописной буквы. Если имеются еще подзаголовки граф, то их начинают или с прописной буквы, или со строчной – в зависимости от того, составляют ли они единое предложение с заголовками.
  • Формулы нумеруются в круглых скобках с выравниванием по правому краю листа.Кроме основного текста, студентам приходится оформлять приложение в отчете по практике. Нигде не регламентируется, сколько страниц должно быть в приложениях – все определяется их содержанием. С одной стороны, не нужно искусственно раздувать объем приложений, засовывая в них все, что удалось собрать на предприятии. С другой стороны, документы позволяют охарактеризовать деятельность предприятия и продемонстрировать, что студент по-настоящему с ней ознакомился. Поэтому нужно искать «золотую середину», для каждого приложения задавая себе вопрос: «Зачем оно здесь нужно?».

Каждое приложение начинается с новой странице. у по центру пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначение (буквы русского алфавита – А, Б, В… за исключением Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь). На следующей строке размещается заголовок, который отражает содержание приложения.

Пример 1

В качестве такого заголовка может использоваться само называние документа – например, «Бухгалтерский баланс», а может быть какое-то обобщение – «Финансовая отчетность».

Если документы на предприятии дали в печатном виде, можно или отсканировать их и вставить в документ отчета (добавив заголовки), или подписать заголовки на самих листах печатными буквами черной ручкой. Также необходимо пронумеровать страницы приложения и включить приложения в оглавление. 

Практическая подготовка с 2020 года

Стандарта Оформление Отчета По Учебной Практике В 2021 Году

Нам пришел вопрос от клиента:

В прошлом году вступил в силу приказ, который вносит изменения в Закон об образовании в отношении практической подготовки. Практика теперь обязательна для всех, в том числе для учебных центров. Это значит, что мы теперь не сможем обучать дистанционно и пользоваться готовыми курсами Учи.Про?

Давайте разбираться.

«Специалистов избыток, а не хватает » — так можно кратко охарактеризовать ситуацию на рынке труда.

Причина в том, что образовательная система до сих пор развивается в стороне от производства и бизнеса. В итоге выпускники получают знания, которые им не понадобятся, а работодатели безуспешно ждут готовых высококвалифицированных специалистов.

Два года назад в Госдуме начала работу группа по трудовому воспитанию обучающихся. Ее цель — решить вопрос нехватки профессионалов на кадровом рынке.

Результатом деятельности группы стал законопроект, который вводит в систему образования понятие «практической подготовки».

Нормативная база практической подготовки

На данный момент принято три документа, которые регламентируют понятие практической подготовки и порядок её организации:

Также есть разъяснения Минобрнауки по принятым НПА — Письмо Минобрнауки России от 30.10.2020 N МН-5/20730 «О направлении вопросов-ответов».

Отличие практической подготовки от практики

До июля 2020 года в Законе об образовании присутствовало понятие «практика»:

Практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью» (ст. 2, пункт 24 273-ФЗ).

В новой редакции практику заменили на практическую подготовку:

«Практическая подготовка — форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы» (ст. 2, пункт 24 273-ФЗ).

Практическая подготовка как форма организации образовательной деятельности включает в себя практику как вид учебной деятельности. Это становится понятно, если мы обратимся к пунктам 6, 7 и 9 Приказа 885/390 «О практической подготовке обучающихся»:

6. Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

7. Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

9.Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Таким образом, к практической подготовке относится непосредственно практика, а также практические занятия, практикумы, лабораторные занятия и даже занятия лекционного типа, если их цель — сформировать, развить, закрепить практические навыки и компетенции, связанные с будущей профессиональной деятельностью.

Программы, по которым образовательная деятельность обязана организоваться в форме практической подготовки

В соответствии со ст. 13 частью 6 Закона об образовании, практическая подготовка обязательна для основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) или их отдельных компонентов.

К ОПОП относятся (ст. 12, часть 3, пункт 2 Закона об образовании):

  • образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
  • образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

Для остальных программ практическая подготовка факультативна.

Практическая подготовка в программах ДПО и ПО

Мы выяснили, что обязательность практической подготовки не распространяется на программы ДПО и профессионального обучения (ПО), по которым организуется обучение в учебных центрах.

Но на ДПО и ПО продолжают распространяться остальные требования Закона об образовании. В частности, закон обязывает разрабатывать программы ДПО и ПО в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1. глава 31 ТК РФ).

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1. глава 31 ТК РФ).

В профстандартах перечислены конкретные умения и навыки, которыми должен обладать специалист определенной квалификации.

А навыкии уменияформируютсятольков практическойдеятельности.

Анализируя процесс обучения, С. Л. Рубинштейн, советский психолог и философ, автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» и «Основы общей психологии», отмечал:

«Как бы ни было велико значение специально выделенной учебной деятельности для овладения специальными знаниями и умениями как „техническими“ компонентами той или иной жизненной профессиональной деятельности, подлинного мастерства, завершающего обучения какой-либо деятельности, человек достигает, не просто лишь обучаясь, а на основе предшествующего обучения, выполняя эту деятельность».

Приходим к выводу, что полное освоение профессии невозможно представить без практической подготовки, когда специалист в «боевых» условиях применяет полученные знания.

Это подтверждают «Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов», которые содержат раздел «Разработка программы учебной и производственной практики»:

При определении содержания программы важно исходить из результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта. Для этого сначала необходимо разработать программу учебной и производственной практики, обеспечивающую формирование всех компетенций.

практики формируется (дополняется, корректируется) так, чтобы оно обеспечивало формирование всех компетенций. При необходимости содержание практики может быть структурировано на производственную и учебную практики.

Итак, новые изменения, касающиеся практической подготовки, формально не затронули область ДПО и ПО. Но фактически практика при реализации программ профобучения была и остается частью образовательного процесса.

Как организовать практическую подготовку на дистанционных курсах

Законодательных ограничений по использованию дистанционных технологий в сфере профессионального образования и профобучения нет. Об этом мы писали в статье «Дистанционное обучение в России».

Однако понятно, что если у образовательной организации стоит цель обучить, а не выдать итоговые документы об обучении, без организации практики на месте не обойтись. И тут уже надо руководствоваться новыми требованиями к практической подготовке по 273-ФЗ.

Практическую подготовку можно организовать:

  1. Непосредственно в учебном центре;

  2. В организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, на основании договора.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации организации — это юридические лица. Соответственно, организовать практику у индивидуального предпринимателя нельзя.

Если практика организуется в профильной организации, то мы получаем эффективную дуальную модель обучения, когда теорию дает образовательная организация, а умения и навыки отрабатываются непосредственно в процессе профессиональной деятельности.

Есть программы, которые можно реализовать исключительно с использованием дистанционных технологий (ДОТ). Для этого, по требованиям Закона об образовании, нужно создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, которая обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

В рамках таких программ практическую подготовку можно организовать с помощью интерактивных практических заданий и виртуальных тренажеров.

Если вы используете курсы Учи.Про

Если вы используете в обучении готовые курсы Учи.Про, организация практической подготовки остаётся зоной вашей ответственности как учебного центра. Мы добавляем в курсы интерактивные задания, однако их недостаточно для формирования профессиональных навыков.

То есть, вы можете использовать курсы Учи.Про в качестве теоретической подготовки, а практику вы организуете сами — очную в профильной организации или дистанционную с помощью виртуальных обучающих систем.

Подытожим:

  1. Понятие «практическая подготовка» шире понятия «практика». Практическая подготовка включает в себя практику, наряду с лабораторными работами, семинарами и прочими видами учебной деятельности.

  2. Практическая подготовка обязательна для основных профессиональных образовательных программ, то есть, для СПО и вузов. Для остальных факультативна.

  3. Программы ДПО и ПО разрабатываются на основе профстандартов. Цель профессионального обучения — приобретение знаний, формирование умений и навыков для выполнения профессиональной деятельности. А получить умения и навыки невозможно без практики. Фактически практическая подготовка при реализации программ профобучения была и остается частью образовательного процесса.

  4. Практическую подготовку можно организовать в профильной организации (не ИП) или непосредственно в образовательной организации.

  5. Дистанционная практика возможна, если у вас созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, например, есть виртуальные тренажеры для отработки навыков.

  6. Готовые курсы Учи.Про могут содержать интерактивные задания, но их недостаточно для практической подготовки. Вы можете использовать курсы Учи.Про для теоретического обучения, а практику проводить в профильной организации или в учебном центре при наличии электронных систем обучения.

Законодательство
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: