Распространяется или нет действие трудового законодательства на труд сотрудников органов внутренних дел?

Содержание
  1. Особенности регулирования труда сотрудников органов внутренних дел
  2. Основания возникновения служебно-трудовых отношений в органах внутренних дел
  3. Увольнение из мвд по собственному желанию: основания, порядок
  4. Когда уйти нельзя?
  5. Как подать рапорт?
  6. Какие выплаты положены?
  7. Можно ли уволиться без отработки?
  8. Увольнение из МВД по собственному желанию в 2021 году
  9. Социальные гарантии сотрудников внутренних дел российской федерации
  10. Социальные гарантии сотрудникам ОВД РФ в отношении обеспечения жильём
  11. Типичные ошибки
  12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  13. Действие ТК в пространстве
  14. Действие трудового законодательства во времени
  15. Границы действия общих норм
  16. Круг лиц, на которых не распространяется ТК
  17. Кузнецов Федор Николаевич
  18. Распространяется ли трудовое законодательство на военнослужащих
  19. Консультация юриста
  20. Контракт военнослужащего
  21. Распространяется ли на контракт военнослужащего трудовой кодекс?
  22. Нормы Трудового кодекса РФ не распространяются на военную службу
  23. Отпуск военного срочной службы и по контракту в 2018 году

Особенности регулирования труда сотрудников органов внутренних дел

Распространяется или нет действие трудового законодательства на труд сотрудников органов внутренних дел?

Анисимов А.Л., к. ю. н., доцент, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин
Московского института мировой экономики и международных отношений

Основания возникновения служебно-трудовых отношений в органах внутренних дел

Служба в органах внутренних дел (правоохранительных органах) является особой разновидностью государственной службы Российской Федерации. И в этой связи отметим, что Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями выделяет три главных вида государственной службы:

1) государственная гражданская служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации. Общей правовой основой организации и функционирования данного вида государственной («чиновничьей») службы является Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

2) государственная военная служба – профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, войсках Специальных формирований и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам, кстати, присваиваются воинские звания. Общей правовой основой в данном случае выступает Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» с последующими изменениями;

3) правоохранительная служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Такой категории служащих присваиваются специальные звания и классные чины. Определенным разновидностям этого вида государственной службы в настоящее время посвящено несколько специальных федеральных законов и подзаконных актов.

Таким образом, с учетом указанной классификации, сотрудников органов внутренних дел следует отнести к категории милитаризованных государственных служащих, проходящих службу в системе государственных органов исполнительной власти на должностях правоохранительной службы. При этом необходимо подчеркнуть, что сотрудники органов внутренних дел по своему правовому положению не являются военнослужащими и имеющими особый правовой статус.

Как известно, различные структуры органов внутренних дел по горизонтали и вертикали входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, что утверждено Указом Президента РФ № 927от 19 июля 2004 г.

В системе и структуре органов внутренних дел создана и функционирует российская милиция, правовой статус которой определен Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с последующими изменениями).

В контексте нашей статьи следует отметить, что термин «государственная служба в органах внутренних дел» употребляется крайне редко.

Как правило, традиционно применяется словосочетание «служба в органах внутренних дел», хотя в Преамбуле – «Положение о службе в органах внутренних дел (далее Положение о службе) Российской Федерации» (утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г.

№ 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» ) оговаривается, что настоящее Положение регулирует порядок и условия государственной службы сотрудниками органов внутренних дел. При этом следует подчеркнуть, что такая служба является специфическим видом трудовой деятельности и заключается в следующем.

Во-первых, отношения государственной службы в органах внутренних дел, в которые вступают сотрудники МВД России, неоднородны по субъектному составу, основаниям возникновения, содержанию, юридической природе и являются предметом правового регулирования различных отраслей права.

Во-вторых, первичными отношениями, предопределяющими возможность вступления сотрудников органов внутренних дел в публично-правовые (государственно-служебные) отношения с внешней средой, служат внутренние отношения с государством в лице соответствующих органов внутренних дел и их должностных лиц.

В-третьих, юридической базой существования как внешних, так и внутренних государственно-служебных отношений являются служебно-трудовые отношения, которые складываются между сотрудниками и соответствующими органами внутренних дел по поводу условий их службы.

В-четвертых, несмотря на то, что служебно-трудовые и внутренние государственно-служебные отношения совпадают во времени, одновременно возникают, функционируют и прекращаются, они представляют собой самостоятельные виды правовых отношений.

В-пятых, поскольку служебно-трудовые отношения в органах внутренних дел по всем критериям подпадают под понятие отношений наемного труда, есть все основания относить их не только к сфере действия, но и к предмету трудового права.

В-шестых, помимо служебно-трудовых отношений сотрудники органов внутренних дел могут стать участниками непосредственно связанных с ними отношений, в частности, по материальной ответственности за причиненный ущерб и по разрешению споров, правовое регулирование которых выходит за пределы сферы действия административного права и относится к предмету трудового и гражданско-процессуального законодательства.

Метод правового регулирования служебно-трудовых отношений с участием сотрудников органов внутренних дел
Поскольку сотрудники органов внутренних дел по своему правовому положению отличаются как от гражданских государственных служащих, так и от военнослужащих, правовое регулирование их труда в силу объективных причин имеет определенные особенности.

С одной стороны, в качестве должностных лиц, наделенных властными полномочиями по реализации функций и задач государства в правоохранительной сфере, они выступают участниками как внешних, так и внутренних государственно-служебных отношений, которые регулируются нормами административного, уголовно-процессуального и других отраслей публичного права, обретая характер государственно-служебных правоотношений.Метод правового регулирования государственно-служебных отношений достаточно ясен. Необходимо упомянуть лишь одну специфическую черту этих отношений, которая заключается в том, что их участники, как правило, наделены различными по объему и направленности государственно-властными полномочиями. Эта специфика находит отражение в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих профессиональную служебную деятельность сотрудников органов внутренних дел: федеральных законах, Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, приказах, положениях, наставлениях, инструкциях, правилах и иных нормативных правовых актах МВД России.С другой стороны, в качестве граждан, реализующих свое право на труд в виде государственной службы в системе МВД России, сотрудники органов внутренних дел становятся участниками специфических служебно-трудовых отношений по поводу применения их способностей к труду, его условий и охраны, которые по всем признакам подпадают под понятие отношений наемного труда. В результате регулирования нормами права служебно-трудовые отношения лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел обретают форму служебно-трудовых правоотношений.Утверждение о том, что трудовое право не распространяется на сотрудников органов внутренних дел, поскольку они проходят службу на основе норм административного права, является в настоящее время доминирующим среди представителей науки административного права.

В связи с этим уместно заметить, что разнообразие мнений о правовом регулировании служебно-трудовых отношений в органах внутренних дел в немалой степени обусловлено историей их становления и дальнейшего развития. Так, в «Положении о службе Рабоче-крестьянской милиции

Увольнение из мвд по собственному желанию: основания, порядок

Распространяется или нет действие трудового законодательства на труд сотрудников органов внутренних дел?

В органы МВД сотрудники чаще всего попадают по призванию, идейные люди. Но они так же, как и обычные граждане, имеют право и возможность изменить свое решение и взгляд на службу в полиции и по различным причинам подать рапорт на увольнение.

В таком случае процесс увольнения производится на основаниях и в порядке, предусмотренном Федеральным законодательством (о том, в каком порядке происходит увольнение по инициативе сотрудника, мы рассказывали в этом материале, а о нюансах увольнения определенной категории граждан, в том числе и полицейских из МВД, узнаете здесь).

Когда уйти нельзя?

Согласно статье 35 ФЗ «О службе в ОВД» есть список причин, которые не разрешают сотруднику МВД уволиться по собственному желанию:

  • введено военное или чрезвычайное положение;
  • возник вооруженный конфликт или проводятся контртеррористические операции;
  • осуществляется ликвидация последствий ЧС.

Как подать рапорт?

Для того чтобы уволиться полицейскому из структуры МВД, вместо стандартного заявления на увольнение ему нужно подать рапорт. В нем излагается желание выйти из структуры МВД. Согласно статье 84 ФЗ «О службе в органах внутренних дел» рапорт подается за месяц до предполагаемого увольнения.

При составлении рапорта учитываются и указываются следующие пункты:

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

  • Что делать если потерял водительские права: как восстановить, госпошлина, штраф, документы
  • Штраф за неявку в военкомат: уважительные причины неявки, ответственность
  • Хищение военного имущества: ответственность военнослужащего
  • ФКЗ о военном положении в редакции 2021 года
  • Что делать если потерял приписное свидетельство: как восстановить, штраф
  • Уклонист: что будет, если скрываться от армии, как разыскивают уклонистов
  • Что делать если потерял паспорт: как восстановить, куда обращаться, какие документы нужны, порядок восстановления
  1. в шапке рапорта указываются ФИО, должность и звание начальника, на чье имя подается оповещение;
  2. ФИО, должность и звание сотрудника полиции, изъявившего подать рапорт;
  3. волеизъявление, направленное на прекращение действия контракта по собственному желанию со ссылкой на законодательство (Трудовой кодекс и статья 19 Закона «О полиции»);
  4. отказ или согласие на прохождение освидетельствования ВВК (военно-врачебная комиссия);
  5. просьба о совершении полного расчета (согласно статье 140 ТК РФ);
  6. указание на желаемую дату увольнения, если дата не будет указана, то увольнение оформится через месяц;
  7. запрос на выдачу документов;
  8. дата и подпись сотрудника МВД, подающего рапорт.
  • Скачать бланк рапорта на увольнение сотрудника полиции из органов МВД по собственному желанию
  • Скачать образец рапорта на увольнение сотрудника полиции из органов МВД по собственному желанию

Для подстраховки рапорт лучше оформлять в двух экземплярах. Оба рапорта завизировать. Один из них оставить при себе на случай, если возникнут судебные разбирательства.

Когда руководство будет ознакомлено с рапортом, то можно оформлять представление к увольнению. Оформляет его кадровая служба МВД. В представлении должны содержаться сведения, указанные в ч. 5 ст. 89 Закона о службе:

  • основание для увольнения;
  • стаж (выслуга лет) в органах внутренних дел;
  • возраст;
  • состояние здоровья сотрудника;
  • наличие прав на получение социальных гарантий.

Представление нужно будет подписать у уполномоченных лиц и ознакомить с ним сотрудника, изъявившего уволиться.

Оформляется приказ на увольнение по стандартной форме Т-8, где указывается:

  • ФИО, на кого оформлен приказ;
  • звание;
  • подразделение;
  • дата оформления документа;
  • причина увольнения;
  • основание (рапорт);
  • подпись сотрудника и уполномоченного лица.
  • Скачать бланк приказа на увольнение по форме Т-8
  • Скачать бланк приказа на увольнение сотрудника МВД по собственному желанию по форме Т-8

В последний день службы полицейский должен будет сдать служебное оружие, жетон, удостоверение и текущую документацию.

Трудовая книжка выдается в день сложения полномочий. В соответствующей графе вносится запись. Основание для прекращения службы в органах МВД формулируется прямолинейно без двоякого смысла.

В день сложения служебных полномочий сотруднику полиции выдаются:

  • трудовая книжка;
  • справка о доходах за 2 календарных года, предшествовавших увольнению;
  • копия приказа об увольнении (если есть потребность);
  • военный билет;
  • полный расчет.

О том, какие документы требуется подписать и что должно быть выдано на руки при увольнении по собственному желанию гражданских лиц, мы рассказывали здесь.

Какие выплаты положены?

В последний день сдачи полномочий выдается полный расчет денежных средств, который включает в себя следующие начисления:

  1. Не выплаченное денежное довольство за текущий месяц, вплоть до последнего дня сложения полномочий. Высчитывается оно просто: сумма оклада денежного содержания и ежемесячных выплат делится на среднее количество дней в месяц и умножается на количество календарных дней на момент увольнения.
  2. Компенсация за не использованный отпуск, если сотрудник не имеет желания отгулять его перед увольнением.
  3. Квартальная премия пропорционально отработанному сроку.
  4. Единовременное пособие, если срок службы в органах МВД исчисляется 20 годами и более, то в соответствии с Федеральным Законом от 19.11.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выплачивается в размере семи окладов. Если же срок службы в органах МВД исчисляется меньшим сроком, то единовременное пособие составляет два оклада.
  5. Оклад по специальному званию выплачивается в течение одного года сотрудникам, имеющим выслугу менее 20 лет в органах МВД.

Сумма выходного пособия будет зависеть от количества лет службы сотрудника:

  • выслуга составляет до 10 лет – пять окладов за месяц;
  • стаж на службе исчисляется 10 – 15 годами – 10 месячных окладов;
  • выслуга составляет от 15 до 20 лет – 15 окладов;
  • стаж составляет больше 20 лет – 20 месячных окладов.

Согласно статье 84 ФЗ «О службе в органах внутренних дел», сотрудник, получивший образование за счет государственных средств, с условием, что он отработает по контракту в органах МВД, должен будет вернуть потраченные на него государственные средства. Сумма высчитывается пропорционально, исходя из остатка лет, которые он не выслужил.

Компенсировать затраты на обучение будет не нужно, если:

  • Сотрудник не может выполнять службу по медицинским показаниям. Необходимо предоставить медицинское заключение.
  • Работнику необходимо постоянно ухаживать за близким родственником пенсионного возраста или инвалидом 1 или 2 группы. Для этого нужно предоставить заключение медико-санитарной экспертизы.
  • Сотрудник воспитывает в одиночку несовершеннолетнего ребенка и ему требуется уход.

О том, как происходит окончательный расчет всех полагающихся выплат при обычном увольнении по инициативе сотрудника, мы рассказывали в отдельном материале.

Можно ли уволиться без отработки?

Так как сотрудники МВД увольняются не по ТК РФ, а в рамках ФЗ «О службе в ОВД», то на них не распространяются правила увольнения в связи с переездом, учебой или другими возникшими ситуациями. Рапорт подается за месяц до предполагаемого увольнения.

Также предусмотрен вариант расторжение контракта по соглашению сторон (статья 83 ФЗ «О службе»), где будет заранее указана конкретная дата ухода со службы. Насколько обоснованным и законным является требование от сотрудника 2-х недельной отработки, читайте здесь.

Увольнение по собственному желанию полицейских из структуры МВД и расторжение контракта возможная и приемлемая процедура. Сроки и оформление осуществляется не в рамках ТК РФ, а регулируется Федеральным законодательством.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Увольнение из МВД по собственному желанию в 2021 году

Увольнение сотрудников МВД производится на основаниях и в порядке, предусмотренном Федеральным законодательством, а не ТК РФ, однако нормы в обоих случаях схожи между собой. Отличие заключается в том, что при расторжении контракта в полиции действуют иные сроки и порядок оформления документов, что необходимо учитывать каждому человеку, решившему вернуться на «гражданку».

Социальные гарантии сотрудников внутренних дел российской федерации

Распространяется или нет действие трудового законодательства на труд сотрудников органов внутренних дел?

Социальные гарантии сотрудникам ОВД РФ

В России сотрудники органов внутренних дел вправе претендовать на определённый перечень социальных гарантий.

Речь идёт о выплате зарплаты, предоставлении квартиры, оказании медицинской помощи, выделении путёвок в санаторно-курортные учреждения, определении пенсионной и продовольственной видов помощи.

Давайте рассмотрим подробнее вопрос о том, какие полагаются социальные гарантии сотрудникам ОВД РФ в 2020 году.

Социальные гарантии сотрудникам ОВД РФ в отношении обеспечения жильём

Не секрет, что основной нуждой любого гражданина является собственное жильё, где он может жить со своей семьёй. Служба сотрудников ОВД является значимой для общества и рискованной для жизни и здоровья, а потому государство считает их достойными получения квартир. Социальная помощь в обеспечении жильём может быть предоставлена в следующих формах:

  1. Разовая выплата для приобретения или постройки жилого помещения.
  2. Компенсация стоимости аренды квартиры.
  3. Выделение служебных квартир для проживания самого сотрудника ОВД и его семьи.
  4. Выплата средств за счёт бюджета страны на приобретение квартиры в виде жилищного сертификата.
  5. Выдача квартиры на основании договора социального найма.

Для того, чтобы получить право на разовую социальную выплату для приобретения или постройки жилья, необходимо, чтобы трудовой стаж в органах внутренних дел оказался равным как минимум 10 годам.

Социальное пособие на покупку жилья предоставляется единожды в жизни при выполнении следующих условий:

  • сотрудник ОВД не заключал договор социального найма жилого помещения;
  • он вынужден проживать в неизолированной комнате или 1-комнатной квартире с двумя другими семьями;
  • он живёт в комнате в общежитии или в коммунальной квартире;
  • он проживает в квартире или доме, не отвечающем санитарным требованиям и нормативам жилой площади;
  • он или член его семьи снимает жильё по договору социального найма.

Размеры социальной выплаты будет зависеть от количества членов семьи, которые собираются жить в новом жилом помещении вместе с сотрудником ОВД. Членами семьи в данном случае признаются:

  • гражданская или официальная супруга;
  • иждивенцы (нетрудоспособные члены семьи, например, родственники с инвалидностью);
  • несовершеннолетние дети;
  • дети с инвалидностью в возрасте не старше 23 лет.

Если случилось так, что сотрудник ОВД, не успевший получить выплату на покупку жилья, скончался, у членов его семьи появляется право на обращение за социальной помощью в течение одного года с даты его смерти.

Злонамеренное ухудшение состояния квартиры или её отчуждение с целью получения социальной выплаты на приобретение нового жилья лишает сотрудника ОВД права на получение средств на ближайшие 5 лет.

В выделении социального пособия на покупку квартиры или дома будет отказано в следующих случаях (кроме того, будет действовать запрет на повторное обращение за выплатой на протяжении 5 лет):

  • если сотрудник ОВД продал или подарил имеющиеся у него квартиры или дома;
  • если он намеренно вселил в квартиру чужих людей, не имеющих основания для проживания на данной жилплощади;
  • совершил обмен жилыми помещениями;
  • не выполнил все предписания договора.

Для расчёта площади необходимого жилого помещения берутся следующие нормативы площади жилья:

  • 33 м2 на одного человека;
  • 42 м2 на семью из двух человек;
  • 18 м2 на каждого проживающего в квартире члена семьи, состоящей из 3 и более людей.

Чтобы претендовать на социальную выплату необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление на имя руководителя;
  • ксерокопия паспорта;
  • справка из БТИ об отсутствии жилья;
  • справка о составе семьи;
  • справка о продолжительности трудового стажа в ОВД;
  • свидетельство о заключении брака;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • заключение медико-социальной экспертизы о присвоении инвалидной группы нетрудоспособным членам семьи;
  • справка о несоответствии жилого помещения установленным требованиям;
  • ксерокопию банковского счёта;
  • единый жилищный документ;
  • выписку из домовой книги.

Типичные ошибки

Ошибка: Семья умершего сотрудника ОВД обратилась за социальной разовой выплатой на покупку жилья через 5 лет после смерти её правообладателя.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Распространяется или нет действие трудового законодательства на труд сотрудников органов внутренних дел?
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Сфера действия трудового права – это область, в которой применимы его нормы. Она достаточно обширна.

В статье 11 российского Трудового кодекса (ТК) определено, что трудовым законодательством и прочими документами нормативно-правового характера, включающими нормы трудового права (ТП), регулируются трудовые и прочие отношения, которые имеют непосредственную связь с ними. Кроме этого они могут касаться тех отношений, при которых используется личный труд в ситуациях, предусмотренных кодексом или прочими законодательными актами федерального значения.

Сфера действия трудового права – это область, в которой применимы его нормы. Сфера действия трудового законодательства достаточно обширна.

Так пункт 1 статьи 11 устанавливает, что нормы данной отрасли права относятся ко всем работникам, которые заключили с работодателями трудовые контракты. Такого рода контракт может быть заключен любым лицом, которое обладает правосубъектностью, то есть как юридическим, так и физическим лицом, которое предоставляет работу.

Не все отношения трудового характера между работодателями и работниками оформляются надлежащим образом. Отсутствие контракта расценивается как несоблюдение трудового законодательства, делающее применение его требований достаточно сложным. Однако лицо, не имеющее трудового контракта, заключенного в письменном виде, не лишается права привести доказательства наличия трудовых взаимоотношений.

Нужна помощь юриста по трудовым спорам?

Решаем самые сложные дела в пользу клиента!

Действие ТК в пространстве

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве и времени закреплено определенными нормами ТК России.

Сфера действия норм трудового права в пространстве регулируется ст. 13 ТК России. Данная статья предусматривает такие правила действия в пространстве различных источников ТП:

  • действие законов федерального значения и прочих нормативно-правовых документов России, которые содержат нормы ТП, охватывает всю территорию страны. Исключение составляют документы, которыми предусмотрено иное.
  • Действие законодательных и прочих нормативных документов, которые содержат нормы ТП и приняты различными субъектами России, охватывает территорию конкретного субъекта России.
  • Действие нормативных актов, принятых структурами местного самоуправления, охватывает площадь соответствующего муниципалитета.
  • Действие нормативных документов локального характера, которые принимаются конкретными работодателями, распространяются на нанятых ими работников, при этом не имеет значения место, где они выполняют работы.

Действие трудового законодательства во времени

Кроме правил, на основании которых трудовое законодательство действует в пространстве, существует ряд правил, которые определяют его действие во времени.

Общими правилами установлено, что день, когда закон или любой нормативный документ, который содержит нормы о труде, вступает в силу, указывается в самом документе или специальном акте к нему.

Если документ с указанием даты отсутствует, то нормативный акт считается таким, который вступил в силу, по истечении некоторого времени после факта его официального опубликования:

  • для законов таким промежутком времени является 10 дней;
  • для указов президента и правительственных постановлений – 7 дней;
  • для того чтобы вступили в силу нормативно-правовые акты исполнительных органов власти, нужно 10 дней.

Что касается времени прекращения действия норм ТП, то это может быть связано:

  • с окончанием термина действия законодательного или нормативного документа;
  • принятием другого акта, который наделен высшей юридической силой;
  • признанием принятого документа или некоторых его положений утратившими свою юридическую силу.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, не наделено во времени обратной силой.

Границы действия общих норм

ТК РФ в 11 статье также устанавливаются общие положения, на основании которых действуют законодательные нормы в сфере трудовых отношений. Данная норма определяет, что эти положения касаются лиц, которые являются участниками трудовых взаимоотношений, а именно:

  • работодателей;
  • лиц, не имеющих гражданства и иностранцев;
  • иностранных юрлиц;
  • структур, которые созданы или учреждены иностранцами либо лицами, не имеющими гражданства;
  • международных компаний.

Сфера действия норм трудового права распространяется на наемных работников религиозных структур, однако труд священнослужителей не регламентируется трудовым законодательством.

Круг лиц, на которых не распространяется ТК

Существует ряд лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство (исключение составляют лица, которые в порядке, определенным Трудовым кодексом, в то же время являются работодателями или их законными представителями):

  • военнослужащие, которые находятся при несении воинской службы;
  • те, кто обладает членством в совете директоров компаний или их наблюдательных советах (исключения составляют особы, которые подписали с данной структурой трудовой контракт);
  • лица, которые работают на основании гражданско-правовых контрактов;
  • прочие особы, если это устанавливает федеральный закон субъекта России.

Данные категории граждан определены пунктом 6 статьи 11 Трудового кодекса. Однако это не значит, что по отношению к военным нельзя применить нормы ТП. Так, например, статья 127 ТК закрепляет право военнослужащего требовать, чтобы ему были предоставлены неиспользованные дни отдыха в случае увольнения с указанием в качестве даты увольнения последнего дня отпуска.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Распространяется ли трудовое законодательство на военнослужащих

Распространяется или нет действие трудового законодательства на труд сотрудников органов внутренних дел?

Я работаю инженером по охране труда в силовых структурах.

Распространяются ли Трудовой кодекс, другие постановления и приказы Минтруда, Минэнерго на работников организации? На военнослужащих Трудовой кодекс не распространяется, а под какие трудовые нормативные документы попадает такая категория сотрудников как сотрудники внутренней службы? В частности на сотрудников, работающих в пожарной охране. Они уже не в МВД, не военнослужащие, единственный приказ более менее по охране труда — N 630 от 31.12.2002 (приказ МЧС).

На лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее — сотрудники);

военнослужащих федеральной противопожарной службы;

лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее — работники).

На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Контракт военнослужащего

Внимание: статья носит полемический характер и является исключительно научной, направленной на уяснение места контрактных отношений военнослужащего в системе правовых норм. По вопросам реальной практики прохождения военной службы и действующего законодательства обращайтесь к военному адвокату за разъяснениями.

Когда-то военная служба считалась делом престижным и последние изменения законодательства казалось бы возвращают эти времена. Но среди личного состава, в том числе и старших офицеров бытуют порой мифические представления о своем статусе, препятствующие реализации их собственных прав в полном объеме.

Распространяется ли на контракт военнослужащего трудовой кодекс?

Споры о природе предоставляемых законом льгот — носят ли отношения трудовой характер или являются административными не утихают до сих пор.

Ограничение статуса военнослужащих административными отношениями, лишает их множества гарантий, которыми обладают самые обычные граждане, работающие по трудовому договору.

Например, запрет на увольнение во время отпуска или нахождения на больничном, освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в военный суд с заявлением о восстановлении на службе и т.д.

Эти споры вызваны тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны.

Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае это ничто иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями.

Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом “О военной службе и воинской обязанности”. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы.

Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

Нормы Трудового кодекса РФ не распространяются на военную службу

То, что трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего, еще не означает, что последний автоматически выпадает из сферы трудового права.

Чтобы выяснить природу отношений с военнослужащим и определить их главные источники, следует выявить круг возможных понятийных связей. Само слово “контракт” подразумевает взаимные права и обязанности.

Отношения подчинения свойственны и трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой. К началу 2006 года существование административного контракта научно обосновано в нескольких диссертациях.

И эта конструкция послужила методологической основой для дальнейшего разделения трудовых отношений и выполнения обязанностей в силу государственных должностей. К слову, их природа также далека от классического трудового договора.

Действовавший ранее Кодекс законов о труде РСФСР (КЗОТ) был более последователен, и все трудовые договоры, независимо от гражданской или военной сферы, объявлял контрактами. Поэтому его глава III содержала в себе полностью отождествляя эти понятия. И было время, когда на контракт военнослужащего распространялись нормы КЗоТ РСФСР.

Увы, в настоящее время Трудовой кодекс РФ не оперирует понятием “контракт”, что дает основание причислить рассматриваемый вид к отдельному типу соглашений. Вместе с тем, отечественное право развивается по принципу преемственности.

Отсутствие революционных изменений согласно принятой политике государства в области социально-культурного строительства (см. Послание Президента Д. А.

Медведева Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций») позволяет теоретически распространить трудовые гарантии на военнослужащих по аналогии.

Но есть и другая точка зрения

Базу для применения аналогии создает норма части 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, “военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами”.

Чтобы определить ограниченный объем прав военнослужащего по сравнению с трудовыми правами гражданского лица (на основании чего сделать вывод о различии между трудовым договором и контрактом о прохождении воинской службы), необходимо найти закон или норму в законе, которые бы прямо указывали на подобное ограничение.

На это указывает и текст части 1 указанной статьи, определяющей статус военнослужащего: “Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”.

Отпуск военного срочной службы и по контракту в 2018 году

А Трудовой кодекс России как раз и относится к таким законам.

О трудовом характере взаимоотношений военнослужащего и военной администрации косвенно свидетельствует часть 1 статьи 10, где указано, что “право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы”.

Часть 3 той же статьи гарантирует, что “время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы”. Однако тот факт, что время службы засчитывается в трудовой стаж, прямо не свидетельствует о наличии трудовых отношений. К примеру время обучения по очной форме в профессиональных учебных заведениях также засчитывается в трудовой стаж, но отношения между студентом и администрацией учебного заведения не считаются трудовыми.

Часть 4 ст. 32 ФЗ от 28 марта 1998 г.

№ 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” определяет, что “контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы”. Само же Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.), в разделе “Поступление граждан на военную службу по контракту” в п. 3 указывает, что “прохождение в РФ военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами РФ в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами РФ в указанной области”.

Таким образом, контракт о прохождении военной службы должен по идее признаваться трудовым, поскольку в законе иное не оговорено и есть основания распространять на него действие Трудового кодекса либо дублировать все трудовые гарантии и льготы в законе о статусе военнослужащих.

По материалам опубликованной ранее статьи в журнале «Работа и зарплата», сентябрь, 2003 года, автор — адвокат Иван Кузьмин

You have no rights to post comments

ТК РФ Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Законодательство
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: