Обладают ли субъекты РФ суверенитетом?

Федерация – это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Обладают ли субъекты РФ суверенитетом?

Что такое федеративное устройство
Признаки федеративного государства
Страны с федеративным устройством. Примеры
Федеративное устройство России
Принципы федерализма в РФ
Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ
Государство Z – федерация? Задания из ЕГЭ

Что такое федеративное устройство

Федерация – это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация – одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.

Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.

Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты – конституции, уставы, основные законы.

Субъекты имеют право издавать региональные законы.

У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

Часть государственной собственности является федеральной, часть – собственностью субъектов.

Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата – орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации – международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки – федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти – двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат – орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.

Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм – один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма – способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты – Государственной Думы и верхней палаты – Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

    Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

    Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

    Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

    Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

    Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

    Предметы ведения – это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

    Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

Внешняя политика и оборона.

Финансовое, валютное, таможенное регулирование.

Судопроизводство.

Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

Защита прав и свобод граждан.

Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

Административное, трудовое, семейное, жилищное право.

Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.

Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z – федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества.

Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.

Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

Правильный ответ:

1) Форма территориально-государственного устройства – федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:- Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.- Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.

– Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления.

Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан3) по­ли­ти­че­ский плюрализм4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией

6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм – все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций – это признаки федеративного устройства.

Обладают ли субъекты рф суверенитетом

Обладают ли субъекты РФ суверенитетом?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обладают ли субъекты рф суверенитетом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Специалисты сайта Zaochnik осуществляют работу по сбору, обработке и структурированию информации по предложенной Клиентом теме.

Президентом в очередной раз озвучено его главное убеждение, цель всей его деятельности, как государственного деятеля — либо Россия будет суверенной, либо её не будет.

Суверенитет, о котором говорит президент, является синонимом понятия независимости или, по исторически сложившейся русской монархической терминологии, он есть синоним понятия самодержавности (самостоятельности Государя и государства).

Чем ограничен суверенитет государства

Являясь не суверенными, субъекты Российской Федерации, тем не менее, обладают основными элементами государственности. Последнее в равной степени относится как к субъектам Федераци-республикам, так и к субъектам Федерации —не республикам.

Исходя из сказанного, необходимо вести речь не о «двух суверенных властях» в федеративном государстве, а об иерархии властей, одна из которых (федеральная власть) имеет суверенный верховный характер, а другая (государственная власть субъекта федерации) — не суверенный подчиненный характер. И здесь нельзя не согласиться с В.Е.

Российская Федерация имеет Конституцию, принятую путем всенародного ания, что придает ей особую юридическую силу. Наряду с этим, республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ — свой устав и законодательство. В указанных актах закрепляется правовой статус субъектов Российской Федерации.

Тот же СССР, особенно после Сталина, заметно прогибался перед западом, хотя, после освоения ядерной энергии и космических технологий, вполне мог этого не делать.

В Империи воля суверенной Верховной власти, которой являлся Император, распоряжалась силой русского народа в целях достижения величия и благосостояния страны.

Итак, современная конституционная теория исходит из неделимости суверенитета и, как следствие, — из отсутствия права сецессии у субъектов федерации.

В современном мире заявление государственного деятеля о том, что для России суверенитет жизненно необходим, есть определенный вызов сложившейся мировой системе, завязанной на транскорпорации и западные элиты.

Прокурор одной из республик в составе России, согласно конституции данной республики, назначается сроком на пять лет парламентом республики. Нижестоящие прокуроры также назначаются парламентом республики по представлению Генерального прокурора РФ на тот же срок.

Чем это обернулось для всех советских народов, особенно русского, оказавшегося даже в худшем положении, в сравнении с другими, не говоря уже о «выселенных» народах, утративших свои национально-государственные структуры, свои земли, народах, подвергшихся ограничениям в развитии национального языка, литературы, культуры, — всем известно.

Обладают ли республики в составе рф гос суверенитетом

Следовательно, на федеральном уровне устанавливаются и пределы самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Инициативная группа жителей Приднестровской Молдавской Республики (Молдавия) обратилась с письмом к Президенту РФ с просьбой издать указ о принятии автономии в состав Российской Федерации в качестве субъекта РФ.
Совет Федерации 3 февраля 1994 г. на основании п. «а» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ своим постановлением утвердил изменение границы между Ивановской и Нижегородской областями.

Основополагающие принципы государственного суверенитета: единство и неделимость территории страны, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.

Однако вопрос о народном суверенитете представляет большую трудность вследствие неопределенности понятия народ. С точки зрения международного права, суверенитет есть абсолютное и исключительное право государства решать все внутренние вопросы независимо от воли других и вступать с другими государствами во всевозможные соглашения.

Четкое и определенное решение данной проблемы осложняется тем, что в Конституции РФ нет прямых указаний о суверенитете рес­публик и одновременно в ней нет и положений об их несуверенности. В то же время в ряде других важнейших документов о суверенитете республик говорится прямо и недвусмысленно.

Являясь участником одного из межгосударственных объединений, Российская Федерация на основании международного договора осуществила передачу данному межгосударственному объединению часть своих полномочий.

Четкое и определенное решение данной проблемы осложняется тем, что в Конституции РФ нет прямых указаний о суверенитете рес­публик и одновременно в ней нет и положений об их несуверенности. В то же время в ряде других важнейших документов о суверенитете республик говорится прямо и недвусмысленно.

Обладает ли государственным суверенитетом Чеченская Республика? Кому принадлежит государственный суверенитет в соответствии с Конституцией РФ?

Исходя из конституционных принципов государственной целостности и единства системы государственной власти, верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, все правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе конституции республик, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором.

А Путин и его кодла с этим давно уже постепенно борются и лет через дцать победят, и будет у нас полный суверенитет, если конечно опять не подведёт российский народ (что впрочем очевидно и дураку, что именно народ и окажется во всём виноват).

Чехословакия и Югославия отказались от принципа сочетания двух суверенитетов и не предоставили своим субъектам безусловного права выхода из состава федерации.

Отсюда делается вывод, что Конституцией РФ устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Другие исследователи (Б.С. Эбзеев, Л.Л. Карапетян, Д.Н.

Ни одна из существующих в мире федераций не признает за своими субъектами право сецессии и ни одна из них не признает безоговорочное верховенство законов субъекта федерации. Федерации не присуще и безоговорочное признание ее субъектов субъектами меж­дународного права, хотя в отдельных случаях они и могут обладать ограниченной международной правосубъектностью.

Суверенитетом является… Значение термина простыми словами. Что такое суверенное государство. Внутренний и внешний суверенитет — что это? Признаки. Декларация о государственном суверенитете России. Суверенитет народа. Кто является носителем и источником суверенитета по Конституции РФ?

Государство на мировой арене не обязано подчиняться другим странам и правительствам, а действует в собственных и общих интересах.

В конце концов, народ вправе разрушить государство, свергнуть деспотического правителя и др. Нетрудно заметить, что концепция народного суверенитета связана с теорией общественного договора. Народ создает государство, но своего суверенитета не утрачивает и сохраняет право на сопротивление угнетению.

Государь в Российской Империи был самодержавен, потому что был самостоятельным правителем (суверенитет фактический), и его власть была не ограничена никакими другими силами внутри его государства (суверенитет юридический). Почему власть в России и именовалась неограниченным Самодержавием, обладая и фактическим, и юридическим суверенитетом.

Являются ли источниками конституционного права России общепризнанные принципы и нормы международного права?

Федеративное устройство российской федерации»

Но необходимо подчеркнуть и другую сторону дела. «Детская болезнь» суперсуверенизации начала 90-х гг.

породила у многих другую крайность, связанную с непониманием того, что суверенитет государ­ства, входящего в федерацию, неизбежно ограничивается в пределах, необходимых для сохранения и упрочения единства и целостности об­щего государства, обеспечения реальности и действенности его власти.

На наш взгляд, в указанном постановлении Конституционный суд совершил две грубейшие логические ошибки. Во-первых, суд необоснованно смешал две различные категории: «государственный суверенитет» и «народный суверенитет». Во-вторых, в постановлении суд уравнял категории «федеративное государство» и «федеральный центр». Рассмотрим эти замечания подробнее.

Спрашивается: есть ли возможность мирным путем, политическими договоренностями решить вставшие здесь острые вопросы? Да, есть!

Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Однако Конституционный суд в своем постановлении, рассмотрев конституционные положения ст. 3 и 4, решил, что в них идет речь именно о государственном суверенитете. Рассмотрим подробнее эти положения. В статье 3 указано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Думается, что противоречия здесь нет, если учесть тот факт, что две суверенные или, другими словами, две равные по своим полномочиям государственные власти на одной территории существовать не могут. Тезис о «двух суверенных властях» не может быть признан верным в принципе, ибо он неизбежно ведет к острым коллизиям, к неуправляемости обществом, а то и к вооруженному противоборству.

Библиография 1 Из публикаций конца ХХ — начала ХXI вв. следует отметить: Проблемы суверенитета в Российской Федерации. — М., 1994; Абдулатипов Р. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства.

Конституция Российской Федерации устанавливает единую судебную систему и не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов Российской Федерации. К судам субъектов Российской Федерации федеральным конституционным законом отнесены лишь их конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Исходя из этого.

Как показано выше (§ 3 гл.

8), в составе федерации могут быть отдельные ассоциированные территории и государства (на­пример, Пуэрто-Рико в США), но они обычно не являются субъектами федерации, которая не может строиться на началах лишь ассоциации, ибо это одно, единое суверенное государство, а не простая сумма так или иначе объединившихся суверенных государств.

Какие регионы РФ являются государствами внутри государства?

Обладают ли субъекты РФ суверенитетом?

Здравствуйте дорогие читатели и подписчики! Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о регионах, а точнее российских республиках, которые имеют особый статус. Что это за регионы и в чём их особенность?

Административная карта России (карта взята из открытых источников и оцифрована автором)

В Советском союзе все национальные субъекты именовались как автономные советские социалистические республики (АССР), например Дагестанская АССР.

Статус автономных советских республик вовсе не означал суверенитет, а скорее подразумевал как национальный субъект, где проживают один или несколько этносов.

Но после распада Советского Союза практически все автономные советские республики и области преобразовались в суверенные республики, что в итоге привело к сепаратистским настроениям (подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ).

Владимир Путин в 2000 году (изображение взято из открытых источников)

В 2000 году к власти приходит Владимир Путин, которые вместе с правительством стал вносить поправки в конституцию РФ, в том числе и о понятии «суверенитет».

Вскоре термин суверенитет во многих республиканских конституций РФ был убран. Однако некоторые регионы не стали прислушиваться к советам российского правительства и сохранили свой особый суверенный статус, который сохраняется и в наши дни.

Но кто эти регионы?

На сегодняшний день, среди 85-ти субъектов, только два региона сохранили свой особый статус, среди них:

Чеченская республика

Грозный, мечеть Сердце Чечни (изображение взято из открытых источников)

В 90-е годы Россия чуть не потеряла Чеченскую республику, так как местные сепаратисты хотели обрести свою независимость и не желали подчиняться федералам и центру.

Всё это в итоге вылилось в две Чеченские военные компании, в ходе которой погибло тысячу людей с обеих сторон. Лишь к 2002 году чеченских боевиков удалось прижать и взять подконтроль всю Чеченскую республику. В итоге большая часть сепаратистов признали своё поражение и присягнули на верность России.

Ахмад Кадыров, который изначально воевал на стороне боевиков, при Путине перешёл на сторону федералов. В 2003 году в Чечне прошёл референдум, и большая часть жителей захотела остаться в составе России.

Однако последствия чеченского сепаратизма и двух войн, оставили свой опечаток, поскольку сегодня всем очевидно, что Чечня имеют особый статус, который закреплён в их местной Конституции.

Так «Статья 100» Конституции Чеченской Республики определяет полномочия и функции Конституционного суда Чеченской Республики. Иными словами в республике свои федеральные суды, свой Конституционный суд и мировые судьиЧеченской республики.

Рамзан Кадыров (изображение взято из открытых источников)

Особый статус и у чеченского главы Рамзана Кадырова, который имеет свою полицию, неофициальную армию, которая состоит из бывших чеченских боевиков, часто именуемых – кадыровцами. Полномочия у чеченского лидера куда больше, чем у любого регионального политика, при этом самого Рамзана Кадырова многие критики обвиняют в диктатуре (подробнее об это читайте ТУТ), а его Чеченскую республику называют государством внутри государства.

Но Чечня – это не единственный субъект, который особняков выделяется на фоне остальных регионов. Есть ещё один регион, у которого автономии больше, чем у Чеченской республики.

Республика Татарстан

Республика Татарстан, вид на Казанский Кремль (изображение взято из открытых источников)

Согласно Конституции России, Татарстан является субъектом Российской Федерации. Но согласно Конституции самого Татарстана, республика является суверенным государством, которое строит равные отношения с Российской Федерацией.

Все дело в том, что в 1992 году в Татарстане прошел референдум о независимости республики, входе которого свыше 65 % жителей Татарстана ответили положительно.

Поначалу правительство России не признавало суверенитет Татарстана, но позже 15 февраля 1994 года президент РоссииБорис Ельцин вместе с президентом ТатарстанаМинтимером Шаймиевым подписали договор согласному, которому Татарстан суверенное государство, объединённое с Российской Федерацией. Таким образом, Ельцин признал, что Татарстан всё же суверенное государство.

президент Татарстана Рустам Минниханов (изображение взято из открытых источников)

Правда в отличие от своего предшественника Владимир Путин не хотел признавать особый статус Татарстана, который противоречил основному федеральному закону РФ.

в 2007 году Владимир Путин и президент Татарстана Минтимер Шаймиев продлили договор об особом статусе республики Татарстана, который официально звучал как «договор о разграничении полномочий» сроком на 10 лет.

В2017 году этот заключенный договор истек, однако Госсовет Татарстана хотел продлить его ещё сроком на 10 лет, но Путиним отказал.

По идеи в сентябре 2020 года Татарстан должен отказаться от своего суверенного статуса и должности президента, так как это противоречит Федеральному договору, но в татары делать этого особо не хотят, и от своего суверенного статуса отказываться не собираются.

Вывод. Как мы видим особого статуса добились те российские регионы, которые в 90-е годы хотели выйти из состава России. Татары сделали весьма хитрым образом, и закрепили свой статус ещё в тот момент, когда в новой России не было своей Конституции.

С чеченцами вышло по иному, и их борьба за суверенитет обрушилась двумя военным компаниями. Все эти противоречия видимо и стали одной из причин , по которой в июле 2020 года прошли поправки по Конституции, где в одном из пунктом прописано, что никто из регионов не может выйти из состава России.

Впрочем, это уже совсем другая история.

Список используемых источников:

  • Особый статус российских республик http://uchebnik-online.com/133/1491.html
  • Указ Президента Чеченской Республики «Об утверждении реестра административно-территориальных единиц Чеченской Республики» от 11 августа 2010 года N 167 (с изменениями на: 11.03.2016)
  • Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. / Раздел I. Основы конституционного строя. Статья 1
  • Козлов П. Кремль не продлит договор с Татарстаном. Изменит ли это что-то? http://www.bbc.com/russian/features-40904692

Суверенитет

Обладают ли субъекты РФ суверенитетом?

Государственным суверенитетом (полным) обладает только Российская Федерация, и только она, реализуя свои суверенные права, может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами (ст. 79 Конституции РФ).

Субъекты РФ государственным суверенитетом не обладают (они являются не государствами, а государственными образованиями, следовательно, обладают многими, но нс всеми традиционными признаками государства).

Однако здесь важно подчеркнуть следующее.

Во-первых, в силу реализации концепции дуалистического суверенитета субъекты РФ участвуют в реализации государственного суверенитета Российской Федерации и являются не просто составными, а системообразующими элементами

Российской Федерации. Во-вторых, в настоящее время в абсолютном большинстве субъектов РФ из их основных законов изъяты положения о государственном суверенитете, однако в некоторых республиках (в частности, в конституциях Чеченской Республики, Республики Татарстан и др.

) упоминание о суверенитете сохранено (обычно фиксируется, что суверенитет республики выражается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и республики; в ст.

1 Конституции Республики Татарстан, кроме того, подчеркнуто, что суверенитет является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан). Для подобных положений есть определенная конституционная основа: в соответствии со ст.

73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (а проявление суверенитета, как известно, и связывают, прежде всего, с полнотой и верховенством государственной власти).

Упоминание о суверенитете субъектов федерации содержится и в конституциях некоторых зарубежных федераций (Канада, Швейцария, Мексика и др.). Следовательно, само по себе закрепление суверенитета, суверенных прав за составными частями федеративных государств не предопределяет непременный распад этих государств.

Важно понимание содержания суверенитета в регионах: если субъекты федерации не посягают на государственный суверенитет федеративного государства в целом, не претендуют на собственный абсолютный государственный суверенитет, то упоминание о нем в федеральном и региональном законодательстве нс является угрожающим и разрушающим фактором.

Отношение федерального центра к проблеме государственного суверенитета (в том числе к возможности провозглашения суверенитета в республиках), его содержанию и проявлениям наиболее рельефно проявилось в правовой позиции КС РФ, сформулированной в Постановлении от 07.06.

2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”».

Суверенитет, предполагающий по смыслу ст.

3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.

Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

Суверенитет РФ, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е.

не допускает суверенитета каких бы то ни было субъектов РФ.

Конституция РФ связывает суверенитет РФ, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе Российской Федерации, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа — носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве.

Содержащееся в Конституции РФ решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты РФ не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом.

Республики как субъекты РФ не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.

Конституция РФ исходит из относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации и, следовательно, к основам конституционного строя республик принципа равноправия всех субъектов РФ.

Признание же за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты РФ им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов РФ, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект РФ, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством.

Использование в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ понятия «республика (государство)» применительно к установленному ею федеративному устройству не означает признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает определенные особенности их конституционноправового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Признание Конституцией РФ суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти (ч. 3 ст.

5 Конституции РФ), верховенства Конституции РФ и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории РФ, включающей в себя территории ее субъектов (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15; ч. 1 ст. 67).

Отсутствие у субъектов РФ, в том числе у республик, суверенитета подтверждается и положениями ч. 4 ст. 15 и ст.

79 Конституции РФ, из которых следует, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерации как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором.

Территория РФ представляет собой не простую совокупность территорий ее субъектов. Из буквального толкования ч. 1 ст.

67 Конституции РФ можно сделать вывод, что такие пространства, как территориальное море, внутренние воды, воздушное пространство являются частью территории только Российской Федерации и не могут включаться в состав территорий субъектов РФ (т.е.

территорию субъектов РФ образует только суша, включая острова); соответственно и правовое регулирование региональными правовыми актами в акватории территориальных и внутренних вод, в воздушном пространстве осуществляться не может[1].

Не является территорией субъектов РФ и гак называемая «условная государственная территория» — территория российских посольств и иных представительств за рубежом, палуба судов и кораблей, плавающих под государственным флагом РФ (независимо от порта приписки, базирования судна и его собственника) и т.п.

Любое территориальное пространство имеет границы, при этом только граница Российской Федерации имеет статус государственной и регулируется исключительно федеральными правовыми актами и международными договорами. Приграничные субъекты РФ не вправе регулировать вопросы статуса границы с сопредельными государствами.

Границы субъектов РФ имеют статус административных, международного значения ни территория субъектов Федерации, ни их границы не имеют. Изменение их границ возможно по взаимному согласию граничащих субъектов, но с участием федерального центра, поскольку оно должно быть утверждено Советом Федерации (ч. 3 ст. 67, п. «а» ч. 1 ст.

102 Конституции РФ).

В Определении от 01.12.

2005 № 365-0 «По запросу Парламента Республики Северная Осетия — Алания о проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений статей 3 и 6 Закона РСФСР “О реабилитации репрессированных народов”» КС РФ подчеркнул, что изменение границ между субъектами РФ нс может затрагивать основы конституционного строя, государственную целостность Российской Федерации, нарушать права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом и интересы других государств. Положения Закона РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» о территориальной реабилитации репрессированных народов на основе их волеизъявления (при соблюдении требования об учете прав и законных интересов всех граждан, проживающих на соответствующей территории, исходя из положений действующей Конституции РФ и во взаимосвязи с другими правовыми актами в сфере федеративных отношений, организации государственной власти, защиты прав и свобод человека и гражданина) не могут толковаться как допускающие возможность решения территориальных вопросов, изменения границ между субъектами РФ в одностороннем порядке.

Внутрирегиональное административно-территориальное деление субъекты РФ определяют самостоятельно, по с учетом требований федерального законодательства и исходя из необходимости реализации конституционного права населения на местное самоуправление.

Page 3

Одним из принципов российского федерализма, как

отмечалось выше, является единство системы государственной власти, однако это единство не исключает наличие двух уровней в системе государственной власти России — подсистемы федеральных органов государственной власти и подсистемы региональных органов государственной власти.

Правовая система РФ, наряду с федеральными правовыми актами, включает и правовые акты субъектов РФ, а также муниципальные правовые акты, следовательно, правовые системы субъектов РФ (понимаемые в узком смысле — исключительно как совокупность региональных правовых актов) являются составной частью («вторым этажом») единой правовой системы РФ. Правотворчество федеральных и региональных органов государственной власти имеет определенные ограничители, может осуществляться только по соответствующим предметам ведения, исходя из принципа «трех сфер полномочий» и правил о соотношении правовых актов в этих сферах. Проблема обеспечения соответствия региональных правовых актов федеральным утратила ту остроту, которая имела место до конца 1990-х гг., однако она до сих пор не решена (и вряд ли может быть решена) полностью. В целях обеспечения единства правового пространства России, осуществления контроля за соответствием региональных правовых актов федеральному законодательству и обеспечения реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации Минюст России (через свои территориальные органы) выполняет важную функцию – ведение федерального регистра нормативных актов субъектов РФ.

Page 4

И Российская Федерация, и субъекты РФ являются собственниками имущества, субъектами права государственной собственности (соответственно федеральной и региональной), обладателями иных имущественных прав, имеют соответствующие бюджет, бюджетно-финансовую системы, системы федеральных и региональных налогов и сборов и т.п.

При этом, однако, собственная денежная система является элементом статуса только Российской Федерации (субъекты Федерации не вправе иметь собственных денежных систем, вводить и эмитировать другие (кроме рубля) деньги).

Набор имущества, которое может находиться в собственности Российской Федерации и субъектов РФ, неодинаков — законодательно установлен перечень имущества, которое может находиться исключительно в федеральной собственности (субъекты РФ объявлять своей собственностью (достоянием) такое имущество — недра, многие природные ресурсы и др. — не вправе).

Национализировать имущество, находящееся в частной собственности, может только Российская Федерация посредством издания федерального закона.

Федеральные и региональные органы государственной власти могут передавать свое имущество друг другу, равно как и передавать его частным лицам в порядке приватизации или по иным основаниям и процедурам (при этом проблема разграничения публичной собственности между различными органами власти, являясь постоянной спутницей проблемы разграничения предметов ведения и властных полномочий, остается достаточно острой в современном федеративном строительстве России).

Законодательство
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: