На каком основании могут отказать в приеме гражданина на госслужбу

Содержание
  1. Порядок поступления на государственную гражданскую службу
  2. Преимущества службы
  3. Условия для поступления и препятствия
  4. Общие требования к госслужащим
  5. Особенности поступления на госслужбу
  6. Запреты для госслужащих
  7. Порядок приема на государственную службу
  8. Запреты при увольнении
  9. Схема №2. Ограничения по ключевым критериям
  10. Отказ в приеме на работу: по закону ТК РФ, причины
  11. Отказ в приеме на работу по Трудовому кодексу
  12. Законные причины для отказа
  13. Неправомерные причины для отказа в приеме на работу
  14. Кому нельзя отказать в трудоустройстве
  15. Письменный отказ в приеме сотрудника на работу с формулировками
  16. Трудовые отношения с бывшим госслужащим
  17. — Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего? 
  18. — А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?
  19. — Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?
  20. — Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим? 
  21. — И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего? 
  22. Решение вопроса об отказе в приеме на гражданскую службу – относятся
  23. Основные моменты
  24. Что это такое
  25. На кого распространяется
  26. Куда относится
  27. К трудовым спорам
  28. К административно-правовым вопросам
  29. К индивидуальным служебным
  30. К коллективным
  31. Важные аспекты
  32. Законодательная база
  33. Особенности поступления на госслужбу
  34. Испытательный срок

Порядок поступления на государственную гражданскую службу

На каком основании могут отказать в приеме гражданина на госслужбу

/ Трудовое право / Трудоустройство / Прием на работу

Назад

: 28.06.2016

Время на чтение: 10 мин

0

3136

Слово «служба» у многих ассоциируется с нахождением в вооружённых силах на срочной или контрактной службе либо с работой в силовых структурах. Но согласно федеральному и трудовому законодательству служба на государство может носить и гражданский характер.

Это профессиональная деятельность, осуществляемая гражданами РФ, в различных органах власти как на государственном, так и на региональном уровне.

Попасть на такую службу совсем непросто.

Порядок приёма граждан на такую ответственную работу регулируется отдельным Федеральным законом под номером 79, принятым в июле 2004 года. К соискателям вакансий в государственных органах выдвигается ряд требований и условий для приёма на работу. А подачу документов в кадровый отдел предваряет обязательное прохождение конкурсного отбора.

  • Преимущества службы
  • Условия для поступления и препятствия
  • Особенности поступления на госслужбу
  • Порядок приема на государственную службу
  • Испытательный срок

Преимущества службы

Для привлечения молодых и талантливых специалистов на государственную службу, а также для помощи в раскрытии профессионального потенциала используется целый комплекс материальных и нематериальных стимулов.

Основное преимущество — это достойная оплата труда. Размер денежного содержания позволяет полностью обеспечить служащего и его семью.

В социальном плане такая работа всегда будет престижной. А высокий социальный статус позволяет служащему получать от государства дополнительные льготы и преимущества такие, как:

  • возможность бесплатно лечиться и проходить реабилитационные курсы для восстановления здоровья;
  • льготы в медицинской сфере для членов семьи (государство также оплачивает для них медицинские страховки);
  • оплату расходов, связанных с переездами и (или) командировками;
  • оплату периодов повышения квалификации, переподготовки и стажировки (за служащим сохраняется рабочее место и полное денежное содержание);
  • обеспечение служебным транспортом (для личного транспорта, если он используется по служебным нуждам, предусмотрена компенсация за топливо и техническое обслуживание);
  • предоставление вакантного места при реорганизации или закрытии организации; помощь в приобретении жилья (в виде единовременной субсидии);
  • предоставление продолжительного ежегодного отпускного периода (у чиновников высшего звена до 35 дней);
  • предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска с обязательным учётом выслуги (максимальная продолжительность 45 дней);
  • защиту персональных данных в системе медицинского страхования;
  • возможность выбора лечебного заведения и лечащего врача вне зависимости от места прописки;
  • получение дополнительных пенсионных начислений за выслугу.

К специальным льготам относят обеспечение социального страхования и сохранение оклада в случае утраты возможности трудиться (согласно ФЗ под номером 255, принятому в декабре 2006 года). Такие гарантии наступают:

  • при временной нетрудоспособности;
  • при необходимости пройти дополнительное лечение или реабилитацию;
  • при уходе в декрет или в отпуск по уходу за детьми (для сотрудниц).

Также региональные законодательные акты могут предоставлять служащим право на бесплатный проезд в городском транспорте, на приём детей в детские сады без очереди, на компенсацию при оплате коммунальных услуг.

Условия для поступления и препятствия

Основные требования к соискателям вакантного места содержат следующие минимальные требования:

  • возраст кандидата должен быть не менее восемнадцати лет;
  • обязательно наличие у него гражданства;
  • необходимо хорошо владеть русским языком;
  • и соответствовать требованиям по квалификации (они отличаются в зависимости от должности).

Также ФЗ под номером 79 предусмотрен отдельный перечень препятствий для службы. Быть принятым на такую работу не может:

  • гражданин, признанный утратившим способность трудиться (недееспособный или с ограниченными физическими возможностями);
  • гражданин, имеющий судимость, в том числе условную;
  • гражданин в судебном порядке получивший дисквалификацию и утративший возможность занимать определённые должности;
  • гражданин, отказавшийся дать письменное разрешение на обработку персональной информации, представляющей государственную или коммерческую тайну;
  • гражданин, имеющий медицинское заключение, подтверждающее негодность к такой службе (имеется заболевание, не позволяющее эффективно исполнять служебные обязанности);
  • гражданин, имеющий близких родственников, уже находящихся на государственной службе (их должность является руководящей или подчинённой по отношению к вакантному месту);
  • лицо, имеющее гражданство другого государства (исключение случаи, предусмотренные международным договором);
  • гражданин, у которого была обнаружена недостоверная информация по имеющимся доходам (имуществу) или предъявление подложных документов.

Дополнительные ограничения могут быть установлены федеральными органами и носить региональный характер.

Общие требования к госслужащим

Любой работник обязан ответственно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности, а госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За их нарушение предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности.

По положениям 79-ФЗ о госслужбе ограничения и запреты определяются для граждан, поступающих на гражданскую службу (79-ФЗ от 27.07.2004). Этот норматив определяет ключевые правила, условия и требования, предъявляемые к работникам государственных ведомств и служб.

Требования таковы:

  • совершеннолетие;
  • наличие российского гражданства;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника разделяют на две группы. Первая — это исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу входят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащим необходимо своевременно отчитываться о доходах и избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Особенности поступления на госслужбу

Соискателю должности в государственных органах достаточно сложно найти вакантное

место. Поиск работы можно осуществлять через официальные сайты организаций, специальные доски объявлений, размещённые в интернете, либо при личном визите в отдел кадров местного органа власти.

Следует отметить, что в некоторых случаях нанимателем не проводится конкурсный отбор кандидатов.

К таким исключениям из общих правил приёма на работу относят:

  • Случаи найма временного заместителя для категории служащих «помощник» или «руководитель». Нанятый работник замещает отсутствующего служащего до момента его выхода на работу.
  • Случаи приёма на должности, назначение и освобождение от которых осуществляется непосредственно президентом или правительством.
  • Случаи заключения срочного договора, когда работник нанимается для выполнения определённого вида работ.
  • Случаи приёма в связи с закрытием другой государственной организации или её реорганизацией. Также по льготным принципам принимаются на работу лица, переведённые на другую должность по медицинским показаниям.
  • Случаи, когда работник уже находился в резерве организации и успешно прошёл конкурсный отбор.

Все перечисленные категории работников являются льготными и конкурс они не проходят.

Запреты для госслужащих

Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
  6. Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Порядок приема на государственную службу

Общий порядок приёма включает в себя такие основные этапы:

  1. Поиск вакансии и уточнение списка документов, необходимых для поступления на службу.
  2. Рассмотрение кандидатов специальной конкурсной комиссией. На этом этапе претенденту могут отказать в приёме документов на основании несоответствия квалификационным требованиям, выдвигаемым к конкретной должности.
  3. Комиссия формируется отдельным правовым актом соответствующего органа. Обычно в её состав входит представитель нанимателя, представитель органа, осуществляющего контроль данной службы, действующие служащие из профильного структурного подразделения, приглашённые эксперты (например, научные сотрудники или преподаватели вузов).

Претендент на должность должен предоставить комиссии:

  • заявление, составленное в свободной форме;
  • свой паспорт (его копию);
  • анкету, заполненную на специальном бланке, и фотографию;
  • документы об имеющемся образовании (сюда включают документальное подтверждение повышения квалификации, а также сведения об имеющейся учёной степени);
  • трудовую книгу для подтверждения трудового стажа и имеющихся навыков (квалификации);
  • медицинское заключение, подтверждающее отсутствие серьёзных заболеваний или инфекций.

О прохождении конкурса соискатель уведомляется членом комиссии. После чего необходимо представить в кадровый отдел организации документы, необходимые для заключения трудового договора.

https://www.youtube.com/watch?v=KUbb8Bc_nUk

Пакет формируется:

  • из заявления, содержащего краткую просьбу кандидата о трудоустройстве в конкретной организации;
  • из заполненной лично анкеты установленного правительством образца;
  • из паспорта;
  • из трудовой книги (если человек получает работу впервые, книгу для него заводит наниматель);
  • из страхового свидетельства (если трудоустройство происходит впервые, этот документ предъявлять не нужно);
  • из документа, подтверждающего факт постановки на учёт в местной налоговой службе;
  • из документов о полученном образовании;
  • из воинских документов (предъявляются соискателями мужского пола);
  • из сведений об имеющихся доходах, имуществе, а также обязательств в этой сфере.

На следующем этапе издаётся отдельный акт, служащий основанием для заключения с работником трудового контракта. Соискатель назначается на вакантную должность и ему присваивается классный чин.

Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону — тема нашей подробной статьи. Узнайте все подробности о увеличенных пенсиях военнослужащих ВС РФ в статье. В 2021 году произошли важные изменения в выплате пособия по безработице. В нашем материале есть вся нужная вам информация.

Запреты при увольнении

Определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников.

Если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него вправе применить административное взыскание.

Тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновнику, контролировавшему строительную компанию, нельзя в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения.

Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения: допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема №2. Ограничения по ключевым критериям

Ключевое отличие ограничений от запретов заключается в том, что для госработников или кандидатов на государственный пост допускается устранение ограничений.

Например, работник не претендует на гражданство иного государства, не открывает счета в иностранных банках, не предоставляет ложную и недостоверную информацию о себе и т. д. А запреты обойти не получится.

Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Отказ в приеме на работу: по закону ТК РФ, причины

На каком основании могут отказать в приеме гражданина на госслужбу

Согласно статье 64 ТК РФ отказ в приеме на работу должен иметь четкую формулировку. Каждый гражданин вправе выбрать трудовую деятельность исходя из своих желаний и навыков, а при найме рассчитывать на одинаковые возможности, независимо от веры, статуса или занимаемой ранее должности.

Отказ в приеме на работу по Трудовому кодексу

Наниматели нередко отказывают людям, не называя существенных причин. В этой позиции кандидаты в самом начале оказываются в наименее выгодном положении.

По статье 64 ТК РФ запрещено отказывать в оформлении без четко обоснованных аргументов, а по части 6 упомянутой статьи немотивированное отклонение кандидата оспаривается в суде.

Фактически же обязать нанимателя подписать контракт почти невозможно, а юридическая практика по данному вопросу редко складывается в пользу граждан.

Работодатель уполномочен по своему усмотрению принимать нужные решения по подбору, найму и увольнению сотрудников. В некоторых случаях наниматель отказывает соискателям, но за незаконный отказ наступает ответственность согласно ч. 1 ст. 64 ТК РФ.

Чтобы правильно сформулировать обоснованный отказ соискателю, полезны такие рекомендации:

  • нужно убедиться, что претендент не относится к лицам, которых по закону нельзя не принять на работу;
  • определить, есть ли реальные основания для отклонения кандидатуры соискателя;
  • в сообщении нужно сослаться на закон, если соискатель не входит в категорию лиц, которым запрещено отказывать;
  • предоставить мотивированный отказ в приеме на работу в письменной форме, если гражданин об этом попросил;
  • отказ следует передать соискателю в руки или направить письмом с вложением описи и уведомления.

Обоснование в письменной форме о невозможности найма не потребуется только при отсутствии вакантной должности на предприятии.

Законные причины для отказа

Чтобы отрицательный ответ нанимателя был обоснованным и мотивированным, необходимо сослаться на то, что у работника нет требуемых качеств, первостепенных для осуществления данного вида трудовой деятельности. Под этими качествами подразумевают умение осуществлять трудовые функции и соответствие профессиональным требованиям.

К профессиональным качествам относятся соответствующее образование и опыт деятельности по профессии, нужная специализация или квалификационный уровень. К личным — уровень коммуникативности, способность четко выполнять распоряжения руководителя, параметры здоровья, достижения в профессии.

Законным может быть признан отказ работодателя в приеме на работу в следующих ситуациях:

  1. Несовершеннолетнему гражданину, который не получил разрешение от родителей или законных представителей на трудоустройство.
  2. Не предъявлены нужные для оформления документы.
  3. Работа связана с тяжелыми условиями труда, а кандидат женского пола. Женщинам запрещено носить тяжести, а многодетным матерям, у которых есть маленькие дети, не разрешается деятельность с ненормированным рабочим графиком. Несовершеннолетним соискателям можно отказать по этой же причине: они не должны поднимать тяжести, переносить чрезмерные психические нагрузки, выполнять работу с опасными условиями труда.
  4. Претендент на государственную службу не владеет русским языком.
  5. Имеется дисквалификация, зафиксированная в трудовой книжке.
  6. Соискатель имеет ограничение, установленное судом, на выполнение некоторых трудовых обязанностей.
  7. Гражданин имеет заболевания психического характера.
  8. Иностранцам, которые претендуют на виды деятельности, связанные с государственной тайной.

Отказать можно и по другим мотивам, если они имеют четкую аргументацию.

Неправомерные причины для отказа в приеме на работу

Получение работы не может быть связано с местом проживания соискателя. Дискриминацией считается отклонение соискателя по таким причинам:

  • вероисповедание;
  • национальность;
  • расовая принадлежность;
  • возрастные ограничения.

К причинам, унижающим человеческое достоинство, относятся:

  • беременность;
  • наличие ребенка;
  • хронические заболевания;
  • инвалидность;
  • отсутствие регистрации по месту жительства;
  • отсутствие членства в профсоюзном органе;
  • непринятие результатов выборов, конкурса, решения суда.

ВАЖНО! Отказать человеку с инвалидностью невозможно, если он предоставил направление по квоте, обязательной для организации.

Для тех, у кого есть гражданство РФ, регистрация необязательна. Соискатели не обязаны быть членами профсоюза. Выборные должности, победа в конкурсе находятся вне сферы компетенции работодателя. Судебное постановление о трудоустройстве гражданина не подлежит обсуждению и не может быть оспорено.

Кому нельзя отказать в трудоустройстве

Существуют льготные категории граждан, кому невозможно отказать в трудоустройстве, независимо от субъективного отношения и предпочтений руководства или работников отдела персонала. По статье 64 ТК запрещено отказывать в найме:

  • беременным работницам;
  • матерям или отцам, занимающимся воспитанием ребенка в одиночку, если они являются единственными кормильцами;
  • кандидатам по приглашению, которые уже уволились с прошлого места.

ВНИМАНИЕ! Если сменился собственник, может быть отказано в продлении договора главному бухгалтеру и директору. Но это можно сделать не позже 3 месяцев с момента появления нового учредителя.

Письменный отказ в приеме сотрудника на работу с формулировками

Частыми причинами называют нехватку навыков, заявленных в описании открытой должности. Отказ должен содержать информацию о том, какие навыки, способности, деловые качества не соответствуют заявленным требованиям.

Если по результатам отбора принято решение отказать претенденту и он запросил документ с подтверждением, то руководитель, принявший такое решение, обязан:

  1. Предоставить отказ в принятии на работу под подпись, предварительно проставив на документе регистрационный номер.
  2. Четко сформулировать причины отрицательного решения.
  3. Копию с подписью получателя и письменное заявление о требовании документа следует сохранить.

Письмо соискателю должно быть написано в корректной и уважительной форме. Можно использовать формулировки: «Ваше резюме будет рассмотрено при появлении новых вакансий. Желаем удачи в дальнейшем поиске работы!».

За недостаточно мотивированный отказ работодатель может быть привлечен к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности. Меры применяются к работникам предприятия в виде выговора, замечания, а также:

  • Ответственность административного плана наступает при нарушении законодательных норм. В этой ситуации мерой взыскания станет штраф. При несоблюдении законодательства работу фирмы могут приостановить на срок до трех лет.
  • Если беременной женщине или претенденту с детьми откажут в трудоустройстве, то наниматель, принявший такое решение, может понести уголовную ответственность. На виновника налагается штраф до двухсот тысяч рублей или исправительные работы.

Если в трудоустройстве несправедливо отказали, гражданин вправе в установленные сроки обратиться с судебным иском о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального и морального ущерба.

Трудовые отношения с бывшим госслужащим

На каком основании могут отказать в приеме гражданина на госслужбу

Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего? 

— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.

1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.

Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.

Попробовать бесплатно

— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения.

Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.

2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал. 

И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим? 

— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.

— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего? 

— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.

Решение вопроса об отказе в приеме на гражданскую службу – относятся

На каком основании могут отказать в приеме гражданина на госслужбу

Сегодня согласно законодательству, работодатель не имеет права отказать соискателю в предоставлении работы при отсутствии на то действительно серьезных оснований. Процесс таковой имеет свои тонкости, особенности. С ними необходимо будет внимательно ознакомиться.

Основные моменты

Существует множество различных нюансов и тонкостей, которые тем или же иным образом связаны с устройством на работу. И далеко не всегда сотрудник подходит для определенной должности.

Но при этом работодателю для отказа при открытой вакансии необходимо будет в обязательном порядке привести достаточно серьезные основания. Причем по требованию соискателя – именно в письменной форме. Так как в противном случае это будет нарушением законодательства.

Все основные моменты, в том числе процесс приема на работу определяется в законодательстве. Основным нормативным документом, который определяет таковые моменты, является Трудовой кодекс РФ.

Причем распространяется он не только на обычные должности, но также имеющие место в государственной службе. Таковой момент имеет множество различных нюансов и тонкостей.

Со всеми ними нужно будет внимательно ознакомиться.

Что это такое

Отказ в приеме на гражданскую службу – это юридически важное действие. Сегодня при устройстве на работу требуется соблюдение целого ряда различных требований.

К наиболее серьезным таковым, с которыми нужно будет внимательно разобраться, относится следующее:

ПоказателиОписание
Наличие всех обязательных документовтрудовая книжка, паспорт и другое
Наличие определенного трудового стажа, опыта работы на должности и образования
Другие требованиязависящие от выполняемых функций, иных моментов

По возможности все таковые нюансы нужно заранее проработать. Только так можно будет избежать стандартных ошибок. Причем невыполнение одного и тем более нескольких из обозначенных выше требований является основанием для отказа в приеме на работу.

В том же время не допускается, чтобы имел место отказ в случае, когда все требования к сотруднику выполнены. Данный момент также нужно проработать.

Причем если имеет место отказ неправомерный, идущий в разрез с требованиями законодательства, необходимо обратиться в уполномоченные органы. Но важно заранее изучить все основные законодательные нормативы, которые имеют место в конкретном случае. Только так можно не допустить ошибок. Изучение ТК РФ позволит не допустить нарушения стандартных в таком случае ошибок.

На кого распространяется

Существует стандартный перечень оснований, при наличии которых отказ в приеме на работу будет правомерным.

На данный момент к таковым относится следующее:

ПоказателиОписание
Если возраст соискателя – менее 16 лет
Отсутствует один из обязательных документовполный перечень таковых перечислен в ст.№65 ТК РФ
Присутствуют особые условия трудав таком случае женщинам могут отказать в осуществлении трудоустройства (согласно ст.№253 ТК РФ)
Соискатель несовершеннолетний может также получить отказ в принятии на должностьесли имеет место сложные условия труда, которые могут нанести вред организму (ст.№265 ТК РФ)
Работник по какой-то причине отказывается от прохождения полного медицинского осмотра

Обозначенные выше мотивации являются стандартными. Но нужно отметить, что помимо таковых имеются еще и специальные. Например, таковой является отсутствие знания русского языка и гражданство РФ.

Подобные требования являются обязательными для выполнения если имеет место прием на работу на гражданскую государственную службу. Выполнение такового требования строго обязательно. Какие-либо исключения отсутствуют.

Помимо обозначенных выше моментов могут иметь место различного рода иные. К таким относятся:

ПоказателиОписание
Ранее имела места дисквалификация на прежней работепричем имеется соответствующая запись в трудовой книжке
Имеет место наказание в виде ограничения на занятие определенно должностиданный момент отражается в ст.№44, 47 УК РФ
Имеет место ограничение по причине психологического здоровья, а также иных дефектовречевых, другое
Иностранные граждане также не могут быть устроены на должность, которая предусматривает связь с государственной тайнойсогласно Постановлению №775

Решение вопроса об отказе в приеме на гражданскую службу относится в первую очередь к трудовым спорам. Но также имеется множество иных моментов – которые также в свою очередь должны быть разобраны.

Так как при наличии каких-либо нарушений работодателем необходимо будет разобраться с тем, куда именно требуется обратиться. Это может быть не только трудовая инспекция, но сразу суд или же какая-либо квалификационная комиссия.

Со всеми тонкостями важно ознакомиться предварительно. Только так можно не допустить ошибок, типичных в данном случае. Это позволит избежать многих проблем. Знание норм законодательства позволяет не допускать стандартных ошибок. Простой гражданин может самостоятельно осуществлять контроль в данной сфере.

Куда относится

Важно верно классифицировать отказ в предоставлении должности на гражданской службе – если имеет место его необоснованность. Так как разными нарушениями занимаются различные органы. Данный момент важно заранее проработать. Это ускорит и существенно упростит процесс разрешения ситуации. Важно не забывать о том, что наличие ошибок может стать причиной серьезных неприятностей.

К основным вопросам, проработать которые нужно будет заранее, относится:

  • к трудовым спорам;
  • к административно-правовым вопросам;
  • к индивидуальным служебным;
  • к коллективным;
  • важные аспекты;
  • законодательная база.

К трудовым спорам

Чаще всего имеет место именно индивидуальный трудовой спор. Таковой момент регулируется ст.№37 Конституции РФ. Данный НПД закрепляет право на индивидуальные, а также коллективные споры граждан с работодателем. Причем существует специальный закон, который вводит понятие индивидуального спора – аналогичным образом обстоит дело в Трудовом кодексе РФ.

Сам по себе трудовой спор подразумевает нерегулируемый вопрос касательно применения действующих норм законодательства. Возникает таковой спор с момента обращения заинтересованного лица в соответствующий орган. Момент данный определяется в ст.№70 ТК РФ.

В таковом случае сторонами спора обычно являются следующие лица:

ПоказателиОписание
Непосредственно наниматель
Соискательжелающий устроиться на работу гражданским служащим

Важно отметить, что существует специальная комиссия, которая занимается рассмотрением как раз подобных споров. Но в некоторых ситуациях обращаться необходимо сразу же в суд.

Какие-либо исключения в таковом случае попросту отсутствуют. Основным нормативным документом, определяющим вопрос поступления на гражданскую службу, является Федеральный закон №79-ФЗ «О государственной службе РФ».

К административно-правовым вопросам

Стоит отметить, что для поступления на гражданскую службу необходимо следовать положению правового акта. Согласно которому при выборе соискателя, который в дальнейшем будет принят на работу, проводится специальный конкурс. Только в случае, если имеет место прохождение такового конкурса, кандидат принимается на работу.

Сам процесс проверки может включать индивидуальное собеседование, иные проверки. Осуществляется оценка профессиональных, личных качеств. Только в случае, если имеет место соответствие всем таковым, можно будет говорить о том, что отказ в п предоставлении места на гражданской службе был необоснованным. И обращаться в суд.

К индивидуальным служебным

К подобным служебным спорам относятся разногласия, которые не урегулированы мирным путем. При этом имеет место заявление в специальный орган. Сам же спор считается возникшим как раз с моментам обращения соответствующего лица. Вопрос таковой рассматривается в ст.№70 закона «О государственной службе».

К коллективным

Коллективные – возникающие между работодателями и работниками в количестве 2 и более. Подобные ситуации отличаются тем, что им уделяется более пристальное внимание.

Частные случаи не так заметны для правосудия, как ситуации, когда имеет место массовое нарушение работодателем прав гражданина.

Соответственно, право на коллективные споры закреплено в законодательстве – в ст.№37 Конституции РФ.

: необоснованный отказ

Важные аспекты

Важно отметить некоторые существенные аспекты подобных мероприятий:

  1. Обращение должно иметь место в обязательном порядке в письменной форме.
  2. Имеет смысл обращаться соответствующим образом в государственные органы только в случае, если имеет место действительно нарушение.
  3. Работодатель может отказать в приеме на работу – если имеет место нарушение требований.

Законодательная база

Основным нормативным документом, в котором отражаются все требования к работнику, работодателю, является как раз Трудовой кодекс РФ. Именно в нем обозначаются все базовые моменты, которые дают возможность избежать стандартных ошибок при устройстве на работу. А также перечислены все стандартные нюансы, которые тем или же иным образом влияют на устройство на работу.

Важно заранее ознакомиться со всеми тонкостями, которые теми или иным образом связаны с устройством на работу. Так можно будет избежать различных проблем, возникающих при трудоустройстве. Это позволит не допустить стандартных ошибок, а также избежать необходимости обращения в специальные органы для получения соответствующей информации об увольнении.

Особенности поступления на госслужбу

Соискателю должности в государственных органах достаточно сложно найти вакантное место. Поиск работы можно осуществлять через официальные сайты организаций, специальные доски объявлений, размещённые в интернете, либо при личном визите в отдел кадров местного органа власти.

Следует отметить, что в некоторых случаях нанимателем не проводится конкурсный отбор кандидатов.

К таким исключениям из общих правил приёма на работу относят:

  • Случаи найма временного заместителя для категории служащих «помощник» или «руководитель». Нанятый работник замещает отсутствующего служащего до момента его выхода на работу.
  • Случаи приёма на должности, назначение и освобождение от которых осуществляется непосредственно президентом или правительством.
  • Случаи заключения срочного договора, когда работник нанимается для выполнения определённого вида работ.
  • Случаи приёма в связи с закрытием другой государственной организации или её реорганизацией. Также по льготным принципам принимаются на работу лица, переведённые на другую должность по медицинским показаниям.
  • Случаи, когда работник уже находился в резерве организации и успешно прошёл конкурсный отбор.

Все перечисленные категории работников являются льготными и конкурс они не проходят.

Испытательный срок

Дополнительный испытательный срок устанавливается для служащего только в случае, если это предусмотрено локальными актами данной организации. Обычно это период от трёх месяцев до года.

Если в акте организации, изданном по случаю оформления трудового контракта, нет информации по сроку испытания, работник считается принятым на службу без его прохождения.

Испытательный срок не назначается:

Законодательство
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: