Что не является признаком государства?

​​​​​​​Государство, его признаки, атрибуты и функции

Что не является признаком государства?

​​​​​​​Государство, его признаки, атрибуты и функции добавить в закладки

Согласно историческому плану, государство можно определить, как – общественное образование, которое управляет людьми с помощью власти, проживающее на закреплённой границами территории. Существование государства обусловлено защитой, обеспечением порядка и предоставлению благ гражданам страны.

В структурной форме государство – совокупность организаций, призванных выполнять законодательную, исполнительную и судебную власть.

Государство – территориальное образование, с наличием политической власти, регулирующей специальными манизмами управления общество, для функционирования и жизнедеятельности страны. Государство представлено важным институтом в обществе, обусловлено суверенностью и управляющее жизнедеятельностью населения.

Теории о происхождении государства

  1. Теологическая теория– была предложена такими деятелями, как Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Д. Мерьсе. Согласно концепции, государство создано Божьей волей, власть представляется вечной и нерушимой.
  2. Патриархальная теория – предложена Аристотелем, Р. Филмером, Н.К. Михайловским.

    Государство – результат увеличения семьи, где глава страны представлен отцом-патриархом по отношению к народу, который обязан его уважать и слушать.

  3. Договорная теория – берёт своё начало в 17-18 вв., представители течения – Ж. –Ж. Руссо, Г. Гроций.

    Власть представлена народом, где государственные службы обязаны отчитываться перед людьми за использование ресурсов и полномочий. Государство – объединение граждан, где в основе лежит договор, в котором они передают государству долю своей свободы и власти, в свою очередь правительство обязуется выполнять обязательства перед народом.

  4. Теория насилия – берущая начало в 19 в., представителями которой являлись Е. Дюринг, Л. Гумплович. Государство основывается на военных и политических органах, которые берут под контроль и управляют захваченными территориями. Государство представлено не развитием общества, а навязанной силой.
  5. Органическая теория– основанная в 19 в. Г. Спенсером, Р. Вормсом, Г. Прейсом. Согласно концепции, государство представлено единым организмом, где каждая сфера подобная органам в человеческом теле, которые вместе создают организм.

    В природе с помощью естественного отбора остаются сильнейшие организмы, приспосабливающиеся к окружающей среде, так и государство приспосабливается к войнам и борьбе, в ходе которых складываются государства и правительство.

  6. Материалистическая теория – предложена К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным.

    Теория объясняет возникновение государства из-за потребности социальных и экономических благ (производство, разделение труда, частная собственность). Вследствие владения собственностью возникает государство и власть.

  7. Психологическая теория – предложена З. Фрейдом, Г. Тардом и Л.И. Петражицким.

    Согласно концепции, государство – результат психической деятельности человека, потребности в общении и подчинении.

  8. Патримониальная теория – концепция К. Галлера. Государство возникло как реакция на земельную собственность.
  9. Ирригационная теория – возникновение государства объясняется строительством гидравлических построек в аграрных типах общества, в результате чего увеличилось число чиновников, обеспечивающих пользование сооружений гражданам.

Признаки государства

  • Официально закреплённая территория государственными границами, где распространяются законы.
  • Публичная власть представлена независимой от общественных организаций; политическое управление осуществляется группой уполномоченных лиц.
  • Все граждане подчиняются верховной власти, их организациям и органам.
  • Возможность применения силы (монополия на насилие). Наличие силовых учреждений: полиция, армия, тюрьма, прокуратура, суд.
  • Законное налогообложение, целью которого представлено содержание государственных организаций, служб и обеспечения политики – безопасности, экономической и т.д.
  • С рождение человек получает статус гражданина страны.
  • Государство вправе принуждать к праву субъектов своего государства и осуществляется уполномоченными органами в ситуациях, указанных законом.
  • Изменение, принятие законов.
  • Использование и накопление ресурсов (политических, экономических, социальных, природных и т.д.) для осуществления государственной деятельности.
  • Государство представляется всем населением, а не отдельно взятыми индивидами или социальными группами.
  • Каждое государство имеет отличительную символику (символ, герб, гимн, флаг) и атрибуты власти.
  • Осуществление оборонной политики.
  • Совокупность систем (транспортная, правовая, информационная и т.д.).

Атрибуты государства

Территория – официально закреплённые границы страны, разделяющие суверенность других стран.

Население – граждане страны, на которых действует законодательство, власть и обеспечивается государственная защита.

Аппарат – совокупность учреждений, наличие управляющего класса, с помощью которых обеспечивается деятельность государства, издание или изменение законов, обязательных для всех индивидов.

Функции государства – направления жизнедеятельности государства, наполненные содержанием, где объясняется смысл и сущность государства и общественной жизни.

Классификация и виды функций

Государственное воздействие на общественные отношения
  • Охранительная – государство обеспечивает безопасность своим гражданам.
  • Регулятивные – развитие и обеспечение общественных отношений в государственной деятельности.
Важность общества
  • основные;
  • второстепенные (обеспечение условий для развития населения, поддержание безопасности).
Объекты воздействия по жизнедеятельности государства
Интересы разных групп населения
  • социальные слои (классовая система); 
  • общесоциальные (недоклассовые)
Время действия
  • постоянные;
  • временные (развитие культурного уровня, ликвидация безграмотности).

Внутренние функции – деятельность государства, направленная на управление жизнедеятельности населения. Они разделяются на:

1. Основные – осуществимые правительством. Основные задачи выражены в обеспечении социального порядка, охраны, свободы населения; установление законов; охрана общественных отношений; финансовое регулирование; налогообложение; распределение финансов по различным областям.

2. Неосновные – характеризуются традиционным характером, т.е. основные вопросы здравоохранения, транспортной системы, образования, управление СМИ.

Политические функции – организация народовластия и функционирование демократического строя.

Экономические функции – регулирование экономических взаимоотношений, контроль за экономическими оборотами.

Социальная функция – регулирование общественных стандартов жизни (прожиточный минимум, установление пенсий и заработных плат), поддержка некоторых категорий населения (инвалиды, малоимущие и т.д.).

Финансовый контроль – контроль за сбором налогов; создание государственного бюджета; установление денежной политики.

Правоохранительные функции – обеспечение безопасности населению; защита имущества; функционирование законов; борьба с преступностью.

Экологические функции – программы по защите окружающей среды; правила природного пользования; регулирование экологических стандартов.

Функция развития культуры, научной деятельности, образования, направленная на самосовершенствования личности.

Регулирование этнических отношений.

Внешние функции – деятельность государства на мировом уровне:

  • Использование армии, с целью решения внешних политических проблем;
  • Дипломатическая деятельность задаёт мировые интересы;
  • Обеспечение экономической деятельности вне страны, защита экономического потенциала.
  • Сотрудничество, обмен культурами, улучшение связей с другими государствами во всех областях.

Формы осуществления функций государства – реализация функций государства, по средствам специализированных органов.

  1. Правовая форма: обеспечение правовой защитой.
  2. Организационные формы: задаёт деятельность в хозяйственной и идеологической сфере.

Методы осуществления функций государства – обеспечение функций государственных органов, через убеждение или принуждение, санкции или поощрение.

Государство придавлено многофункциональным институтом, который включает в себя: законодательные органы, исполнительные учреждения, правоохранительные органы, судебная система и т.д. Правительство – главный распорядительный орган в государстве.

Форма государства определяется культурным развитием (традициями, ценностями, нормами); внешнеполитическими отношениями, историческим прошлым. Она включает в себя: форму правления, устройство и политический режим, которые представляют единое целое.

1. Форма правления – организация государственной власти, которая задаёт структуру органов, тип отношений с населением, участие людей в образовании государственных органов.

Монархия – тип правления, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного человека или семьи, которая передаётся из поколения в поколение. Она разделяется на:

Абсолютная монархия– государственная власть всецело принадлежит монарху (королю, императору, эмиру и т.д.), не ограничиваясь государственными органами. В странах с абсолютной монархией присутствует парламент, но он не имеет власти, а носит консультативный характер. Страны-представители – Бруней, Оман, Бутан, Катар, Бахрейн и Саудовская Аравия.
Ограниченная монархия– государственная власть помимо монарха, принадлежит парламенту, действующим на основании конституции. Она разделяется на дуалистический и парламентский тип.
Дуалистическая монархия– глава государства выполняет свои функции вместе с представительными органами (парламентом). Монарх вправе выбрать членов парламента, которые будут нести ответственность перед главой. Дуалистическая монархия представлена в Непале, Кувейте и Иордании.
Парламентская монархия– власть главы государства ограничена представительными органами. Правительство представляет результат победы партии, выигравшей в ании. Парламент выбирается населением. Глава государства носит церемониальный характер, представляя традиции и обычаи государства. Парламентские монархии – Дания, Испания, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Норвегия и т.д.

Республика – тип правления, характеризуется избранием государственного правительства населением страны, на основании государственного ания. Правительственные органы носят коллегиальный характер в то врем как народ представлен источников власти. Выбранные лица или политические партии несут ответственность перед населением.

Президентская республика– глава государства представлен главной исполнительной власть. Который назначает и снимает с должности членов государственных органов. Правительство отчитывается перед президентом, т.к. имеет разделение власти. Глава выбирается на определённый срок путём всеобщего ания. Страны-представители: США, Бразилия, Аргентина, Египет и т.д.
Парламентская республика– власть в государстве принадлежит председателю правительства. Парламент определяет правительство, где парламент несёт ответственность за свои действия перед правительством. Страны-представители: Греция, Германия, Индия, Италия и т.д.
Парламентско-президентская республика (смешанная)– представлена смешанным типом, где парламент и президент имеют взаимоуровновешеваемую власть. В число представителей этого вида входит и РФ.

2. Политический режим – комплекс мер осуществления верховной власти, задающий обстановку в стране (уровень свободы индивидов, наличие прав). Политический режим разделяется на демократический и недемократический.

3. Территориальное устройство государства – официально закреплённые границы государства. Проявляется в взаимоотношениях страны с составными частями.

Формы государственно-территориального устройства

1. Унитарное государствострана представлена административно-территориальными частями, которые находятся в подчинении государственной власти, обладают суверенитетом и единством.

Признаки унитарного государства: наличие административно-территориальных единиц; действие законодательства на территории областей; наличие судебной системы; гражданство; пользование финансов из общего бюджета страны.

Унитарные государства в свою очередь разделяются на:

  • централизованные (административные вопросы решает правительство, функции контроля передают выбранному индивиду или группе);
  • децентрализованные (наличие власти в административно-территориальной единице);
  • сверхцентрализованные (в ходе революций и военных действий устанавливается свой режим). Унитарные государства представлены: Испания, Турция, Франция, Монголия, Украина и т.д.

2. Федерация – объединённые территориальные подразделения в союзное государство, в состав которых входят субъекты, обладающие самостоятельностью и отдельной властью. Федерация – результат соединения независимых стран в одну.

Признаки федеративного государства: объединённые территориальные единицы в единой государство; федеральные органы представлены верховной властью; административные-территории обладают своей конституцией.

3. Конфедерация – достижение целей, при помощи объединении государств. Такие союзы носят неустойчивый характер с шансом объединения в федерация. Пример: Германский союз, Швейцарский союз и т.д.

Смотрите также:

Что является признаком любого государства? Признаки государства: таблица

Что не является признаком государства?

Слово «государство» употребляется людьми в обыденной речи. Чтобы правильно его использовать, нужно разобраться, что является признаком любого государства. От грамотного применения термина зависит, правильно ли мысли будут обличены в слова, и какую смысловую нагрузку они понесут собеседнику.

Значение термина «государство»

Понятие «государство» употребляется в широком и узком смысле. Для первого характерно отождествление государства с конкретной страной. Например, высказывания: «государства — члены Европейского Союза» или «государство Мозамбик» дают представление о странах с населяющими их народами.

Такое широкое значение слова сложилось в древности и получило распространение в средние века. В более узком понимании термин воспринимается как один из составляющих политическую систему институтов, которому принадлежит высшая власть в обществе. Такой смысл вложили в это слово в XVIII-XIX веках.

Тогда шло формирование гражданского общества, и возникла необходимость обособления государственных институтов от народа и негосударственных учреждений политической системы.

Возникновение

Государство появляется на определённой ступени развития человеческого общества. Оно возникает как политический институт, как организация власти для управления обществом. Для него характерны общие признаки. Государства формировались на протяжении длительных исторических периодов, и в настоящее время утвердилось два взгляда, две теории.

Первая концепция утверждает, что государство – это естественный этап в становлении общества. Его выдающиеся основатели — Т.Гоббс и Дж. Локк — настаивали, что государство возникает при заключении договора между людьми.

Граждане передают часть прав государству как институту, взявшему на себя защиту территории и людей, проживающих на ней. Оно выступает гарантом безопасности и формирует определённую социальную группу управленцев-чиновников.

Основателем второй теории считается Платон. Его идеи развили Ф.Ницше и Д. Юм. Они доказывали несостоятельность первой концепции. По их мнению, государство – это результат завоевания небольшой группой основной массы населения.

Хорошо вооружённые и воинственно настроенные люди вполне могут покорить большое количество слабо организованных народов. Скорее всего, в истории человечества присутствовали оба пути формирования государства. Первоначально человеческое общество создало единственную политическую организацию.

Вместе с развитием общества и эволюцией государства стали возникать другие политические организации, такие как партии, союзы, блоки или движения.

Государство – ядро политической системы

Это важнейший институт социально-политической системы общества, являющийся её ядром. Ему принадлежит верховная власть в обществе, что является признаком любого государства. Оно, управляя жизнедеятельностью людей, поддерживает в своих рамках порядок и стабильность. Оно регулирует отношения между социальными слоями, между человеком и государством, отвечает за безопасность людей.

Для исполнения возложенных на государство функций создаётся специальный аппарат управления обществом.

С точки зрения истории, государство как социальное организация, которая, обладая верховной властью над населением в границах определённой территории, решает общие для людей проблемы и стремится сохранить общий порядок и достичь общего блага.

К признакам государства относятся структурные характеристики, выражающиеся в разветвлённой сети учреждений и организаций, выполняющих законодательную, исполнительную и судебную функции. Власть государства считается суверенной (верховной) относительно всех организаций и людей на подвластной территории.

Государственная власть независима и самостоятельна от иных стран. Государство на международном уровне представляет интересы всего общества, всех своих граждан. Ему присущи уникальные признаки и атрибуты, которые не имеют аналогов у других политических организаций.

Структура

Государство характеризуется сложной организационной структурой. Важнейший признак государства – наличие следующих элементов: законодательные органы, исполнительно-распорядительные учреждения, судебные структуры, вооруженные силы, органы охраны государственной безопасности и общественного порядка и так далее.

Такое многообразие предоставляет государству возможность, наряду с основными функциями, выполнять функцию институционализированного насилия (принуждения) по отношению к большим социальным группам и отдельным гражданам.

Ярким примером служат политические репрессии времён СССР, которым подвергались целые народы (немцы, крымские татары, ингуши и другие) и отдельные социальные слои (буржуазия, крестьяне-кулаки, купечество и другие).

Форма правления: монархия

Принято выделять две основные формы государственного правления – монархия и республика. При характеристике каждого вида используются признаки государства. Таблица даёт представление об общих чертах и различиях.

Монархия – это такое государство, в котором верховная власть сосредоточена в руках одного человека (монарха). Обычно она передаётся по наследству, но может быть выборной или наследственно-выборной. Существуют конституционная и абсолютная монархия.

При конституционной монархии власть правителя ограничивается конституцией. Такое ограничение выражается либо в парламентском, либо дуалистическом характере. В первом случае монарх не имеет власти, оставаясь лишь представительным органом, а правительство отчитывается перед парламентом.

Во втором случае власть монарха ограничивается парламентом и конституцией в области принятия законов, но правитель волен назначать правительство и действовать в рамках принятых ограничений.
При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничивается.

Он является абсолютным правителем, все органы власти подотчётны ему.

Форма правления: республика

Такая форма подразумевает участие граждан в управлении. Это проявляется в проведении выборов кандидатов высшие органы власти. Они избираются на определённый срок и отчитываются о результатах своей деятельности перед своими избирателями.

Принято выделять виды республик: президентская (полнота власти сосредоточена в руках главы государства), парламентская (властные полномочия в руках парламента, партия-победитель претендует на главенство в правительстве).

Смешанная республика основывается на разделении полномочий между президентом, премьер-министром и парламентом.

Основные признаки государства

С момента своего возникновения и до современности страны пережили много форм и видов власти. Но можно выделить общие признаки, присущие любому государству. Их наличие или отсутствие позволяет сделать вывод, о каком политическом институте идёт речь: о государстве или нет.

Рассмотрим признаки государства. Таблица в сжатом виде показывает их.

Публичная власть

Власть, которая отделена от общества и не совпадает с социальной организацией. Политическое управление обществом осуществляют специально подготовленный слой людей, что является признаком любого государства.

Суверенитет

Государству присуща верховная власть над институтами, организациями и отдельными гражданами, находящимися на территории государства.

Право на законное применение силы

Государство обладает монополией на ограничение прав и свобод гражданина на законных основаниях. Для достижения этих целей государство создаёт специальные силовые структуры, к которым относятся суды, полиция и армия.

Сбор налогов

Для содержания органов государственной власти необходимы средства, которые государство получает при взимании налогов и сборов с граждан. Отличительным признаком государства является узаконенный сбор средств в государственную казну. Поступления в государственную казну тратятся на оборону, экономическую и социальную политику и другие нужды государства.

Гражданство

Человек обладает обязательным членством в государстве. С момента рождения он получает гражданство. Если членство в других политических организациях (партии, объединения и другое) не считается обязательным, то гражданство относится к обязательному атрибуту любого человека.

Представительство всего общества

Государство заявляет о праве представлять общество как отдельную единицу и праве защищать интересы всего общества. Реальность показывает, что ни одно государство не смогло отражать интересы всех социальных слоёв населения и каждого гражданина общества.

К признакам государства относятся самые существенные характеристики этого политического института. Впервые о них узнают учащиеся средней школы на уроках обществознания.

Основные атрибуты государства

Ему присущи отличительные атрибуты, как и основные признаки государства. К ним относятся:

Территория.

Она определяется государственными границами, которые разделяют области распространения власти суверенных государств.

Население.

Жители ограниченной территории считаются подданными государства. Они обязаны выполнять законы и подчиняться власти конкретной страны. Государство берёт на себя обязательство защищать их.

Аппарат управления.

К нему относятся органы власти и особый слой чиновников, выполняющих функции власти. Государственный законодательный орган издаёт законы, формулирует правила, которые становятся обязательными для выполнения всем населением данного государства.

Внутренние функции

Характерные признаки государства влияют на деятельность государства, на выполнение им внешних и внутренних задач. Каждое направление деятельности предполагает набор функций.

Внутренние функции:

  • управление обществом;
  • достижение компромисса интересов различных слоёв общества и удовлетворение их потребностей;
  • сохранение властных полномочий в своих руках.

Внешние функции

Внешние функции включают:

  • представительство интересов всего народа;
  • защита территории;
  • сохранение суверенности власти;
  • выступление в роли равноправного субъекта международных отношений.
  • Соотношений понятия «государство» с другими

В обыденной речи понятия «государство», «страна» и «общество» употребляются как слова-синонимы. Часто наряду с ними применяют и термин «правительство». Чтобы разобраться в их различии, перечислите признаки государства. Эти понятия хоть и имеют общие черты, но между ними существуют существенные различия.

Страна – это культурно-географический термин. Его грамотное употребление подразумевает характеристику территории, её климата и природных зон, описание население с его национальными и религиозными различиями.

Предмет нашего обзора — понятие политическое, что является признаком любого государства.

Оно объясняет политические особенности конкретной страны, включая форму правления, политический режим и территориальную структуру.

Общество – термин более широкий, чем государство. Слой профессиональных управленцев обособлен от остальной части общества и обладает определённой самостоятельностью.
Правительство – термин более узкий, чем государство. Это только инструмент реализации политической власти государства – распорядительные и исполнительные органы.

Правительства меняются: одни уходят, другие приходят. Государство — более устойчивый институт политической системы.

Признаки государства

Что не является признаком государства?

Средствами выполнения функций государства являются право и принуждение.

Запомнив и поняв все четыре составные части вы сможете легко назвать рассмотренное нами определение государства целиком: «Государство – это высшая форма организации общества, которая обеспечивает на своей территории защиту и согласование индивидуальных, групповых и общеобщественных интересов с помощью права и аппарата принуждения».

Признаки государства – это те свойства и особенности, которые отличают его от других форм организации общества. Их много и разные авторы классифицируют их по-разному. Мы же будем разделять признаки государства в зависимости от их значения на основные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Основные признаки непосредственно характеризуют государство и отсутствие хотя бы одного из них лишает возможности считать общественное образование государством.

Факультативные признаки, как правило, конкретизируют основные, но не являются обязательными и присущи не всем государствам.

Среди основных признаков выделяют:

1) наличие политической публичной власти. Политический характер власти означает распространение власти государства на всё население. В отличие от политической власти, например, власть дисциплинарная распространяется не на всё население, а только на подчинённых лиц того начальника, который этой властью обладает.

То есть, власть Президента Украины распространяется на всё её население, а власть Директора колледжа – только на коллектив сотрудников и учащихся. Публичный характер власти означает, что управленческие решения власти доступны для ознакомления всему населению.

В отличие, например, от власти военной, при которой большинство приказов и распоряжений командования являются секретными.

2) наличие определённой территории и контроль над ней. Территория является необходимым условием признания государства субъектом международных отношений. Так, например, в начале ХХ века на большей части территории современной Украины была провозглашена Украинская народная республика, которая являлась государством.

Однако в начале 20-х годов эта территория была оккупирована другим государством – Союзом советских социалистических республик, в результате чего УНР как государство перестало существовать. С другой стороны, в 1948 году в мире насчитывалось 11 миллионов евреев, но еврейского государство не существовало, потому что эта нация не имела контроля ни над какой частью поверхности планеты Земля.

В 1949 году на территории Палестины создано государство Израиль.

3) суверенитет. Суверенитет – это исключительное право осуществлять верховную власть в определённом государстве независимо от кого бы то ни было.

Противоположностью суверенитета являются вассалитет и протекторат, то есть разные формы зависимости государства от других государств. Источник и носитель суверенитета имеет название «суверен».

В различных типах государств сувереном может быть один человек, например, монарх, диктатор и т.п., может быть группа людей, например, политическая партия, а может быть и весь народ.

Суверенитет может быть полным, формальным и частично ограниченным. Полный суверенитет присущ самостоятельным, сильным государствам, например России, США, Великобритании, Франции и др.

Формальный суверенитет означает наличие фактической зависимости государства от внешних субъектов при юридическом провозглашении суверенитета.

Ограниченным суверенитет становится тогда, когда государство принудительно или добровольно отказывается от части своих полномочий.

Добровольно это происходит тогда, когда государство вступает в международные международные организации или образует федерацию с другими государствами.

Так, например США, Мексика, Австралия и некоторые другие государства образованы в результате добровольного ограничения суверенитета их составных частей, которые сами по себе являются государственными образованиями. Федеративное устройство имел и Союз советских социалистических республик.

Принудительное же ограничение суверенитета вводится в отношении побеждённых государств. Так, например, после ІІ мировой войны был принудительно ограничен суверенитет Японии.

4) верховенство власти. Верховенство государственной власти означает существование только лишь одной власти в государстве и наличие у неё возможности отменять решения любой другой социальной власти.

Например, в Украине существует только одна политическая власть, которая разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Будучи триедина, эта власть является верховной, потому что имеет возможность отменять решения субъектов любой другой власти, например, религиозной, дисциплинарной, экономической.

5) наличие возможности самостоятельно разрабатывать общеобязательные правила поведения, то есть правовые нормы.

Возможность правотворчества является неотъемлемым признаком государства, вытекающим из его основной функции и составляющая основной способ деятельности государства.

То есть, государство выполняет свои функции преимущественно путём установления общеобязательных правил поведения.

6) наличие системы органов и организаций, создаваемых государством для выполнения своих функций, в том числе, аппарата принуждения.

Наличие органов власти, и в частности аппарата принуждения, как признак государственности мы уже рассматривали, поэтому повторно останавливаться на нём не будем. Но рассмотрим взаимосвязь таких признаков государства, как нормотворчество и принуждение.

На их взаимосвязь нет единого взгляда в науке, поэтому я выскажу лишь своё собственное мнение, не являющееся единственно возможным.

Правотворчество, то есть установление обязательных для всех правил поведения в государственной деятельности превалирует, имеет большее значение по сравнению с работой аппарата государственного принуждения к исполнению этих правил. Это происходит потому, что подавляющее большинство норм права исполняются добровольно, без наличия принуждения и без угрозы со стороны государства.

Более того, обязательность разумного, рационального закона обеспечивается в большей степени силой внутреннего убеждения в его правильности и полезности, нежели внешней угрозой наказания за невыполнение его.

Из этого следует важный вывод о том, что целью существования аппарата государственного принуждения является не насаждение установленных государством правовых норм, а наоборот, противодействие исполнению негосударственных и антигосударственных правил поведения, например, животных, экстремистских или криминальных обычаев.

К факультативным признакам государства относят:

1) наличие Конституции. Этот признак не является обязательным, поскольку государство может без него существовать. Например, Украина как государство существует с 1991 года, а Конституция Украины появилась только 28.06.1996 года.

2) наличие государственных символов. К ним принадлежат Государственный гимн, Государственный флаг и герб государства. Но они также не являются обязательными. Вот, например, Государственный герб Украины отсутствует, но это нисколько не мешает ей существовать.

3) наличие гражданства. Гражданство или подданство не являются обязательными признаками государства, но не потому, что государство может существовать без своих граждан, а потому, что эти понятия не соотносятся по размеру.

Гражданство не может существовать без государства, оно возникает в результате установления взаимоотношения между государством и населением территории, на которой оно существует. Но не ограничивается этим.

Так, например, во многих государствах допускается двойное гражданство, при котором один и тот же человек может быть признан одновременно гражданином нескольких государств, а кроме того, в большинстве государств широкие права предоставляются иностранцам, лицам без гражданства и беженцам.

4) наличие денежной единицы. В настоящее время этот признак утрачивает своё значение в результате процессов глобализации. Поэтому я считаю, что он является не только факультативным, но и устаревшим.

5) наличие вооружённых сил. Этот признак также не является характерным исключительно для государства, и так же, как и предыдущий всё более утрачивает своё значение в результате мировой тенденции ко взаимному проникновению государственных экономик и политических систем.

Армия с древнейших времён служила для захвата и удержания материальных ресурсов, богатств, в том числе территорий.

Однако в современном мире богатства становятся нематериальными, большую часть мирового ВВП составляют информационные продукты, а их невозможно ни захватить, ни удержать военными средствами.

6) участие государства в деятельности международных организаций.

Этот признак также не является обязательным, потому что такое участие для государств является добровольным, а также потому, что в истории человечества есть примеры участия в деятельности международных организаций субъектов, не являющихся государствами. Так, Украина стала членом и соосновательницей Организации объединённых наций, не являясь государством, – в 1945 году.

С учётом рассмотренных нами признаков, можно усложнить определение понятия «государства» и понимать его как распространяющуюся на определённую территорию особую форму организации общества, характеризующуюся наличием политической публичной власти, имеющей суверенитет и осуществляемой в деятельности государственных органов, которые своими решениями придают общеобязательный характер правилам, основной задачей которых является регулирование общественных отношений.

Законодательство
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: