Чем следователь прокуратуры отличается от следователя милиции?

Содержание
  1. Следователь или адвокат. Кто сильнее
  2. О следствии
  3. О следователе
  4. Об адвокате
  5. Единство следователя и адвоката
  6. Кто сильней
  7. Ничья?
  8. Кто такой Следователь, как стать следователем
  9. Особенности профессии следователя
  10. Историческая справка профессии
  11. В чем заключается работа следователя
  12. Упк рф выделяет два вида следователей
  13. Деятельность сотрудника заключается в:
  14. Предварительное следствие производится следователями
  15. Разумный срок уголовного судопроизводства
  16. Чем отличается прокуратура от следственного комитета?
  17. Что такое прокуратура и чем она занимается
  18. Что такое Следственный комитет РФ
  19. Чем отличается СК от прокуратуры и какая организация главная
  20. В чём разница между опером, следователем и прокурором❓
  21. Оперуполномоченные: задачи, обязанности, кому подчиняются
  22. Следователь: задачи, деятельность и полномочия
  23. Прокурор: подчинённость, задачи и полномочия
  24. Чем следователь прокуратуры отличается от следователя милиции? – Консультант
  25. 2.2. Права следователя
  26. 2.3. Обязанности следователя
  27. 2.4. Процессуальная самостоятельность следователя

Следователь или адвокат. Кто сильнее

Чем следователь прокуратуры отличается от следователя милиции?
Генеральная прокуратура СССР. 1990 год

Я имею практику следователя и адвоката, поэтому мои суждения основаны на опыте и могут быть полезны, нуждающимся посетителям моего сайта.

Я рассуждаю о следователях и адвокатах и кто из них сильнее в уголовном процессе.

Посматривая на свое фото следователя Генеральной прокуратуры почти тридцатилетней давности, я вспомнил тот самый отсчет своего решения уйти из прокуратуры.

К тому времени я понял, что обвинительный уклон не соответствует моему мировоззрению.

Но спасибо той школе отношения к расследованию уголовных дел, к людям, к дисциплине и ответственности по работе, которые я тогда получил в военной, а уже затем в Генеральной прокуратуре в Москве.

О следствии

С учетом такой подготовки я каждый раз впадаю в недоумение читая современные обвинительные акты следователей, прокуроров, судей, когда в них описывается событие преступления, совершенного: «в неустановленном месте», «в неустановленное время», «неустановленным способом» и даже «неустановленными лицами». А ведь, это как раз те обстоятельства, без которых по уголовному закону нет и самого преступления!

О следователе

Когда я, еще следователь, отказывал в возбуждении уголовного дела или прекращал его производство, даже несмотря на недовольство начальства, я понимал, что в глазах людей, участвующих в процессе, олицетворяю всю государственную машину принуждения и правосудия, в том числе. И по моим действиям люди оценивают справедливость государства в целом.

Следователь обязан принимать на себя ответственность за принятые решения и обязан отстаивать свою процессуальную самостоятельность. В противном случае, профессия следователя теряет свое назначение и становится ремеслом беззакония.

Придя в профессию я изначально считал, что виновное лиц должно нести за свое преступление ответственность ровно настолько, насколько он заслуживает по закону и по справедливости. И уже адвокатом я продолжаю считать так же.

Об адвокате

Знаю, что об адвокатах люди думают разное. Я не отношу себя к тем адвокатам, которые любыми способами пытаются добиться оправдания достоверного преступника.
Я считаю, что преступник должен быть наказан, а невиновный — быть на свободе. Каждому по заслугам…

Моя задача адвоката состоит как раз в том, чтобы не допустить чрезмерного наказания виновного и не позволить виновному уйти от ответственности. Это зависит на какой стороне я участвую на следствии или в суде.

Единство следователя и адвоката

Несмотря на то что при расследовании уголовного дела задачи у следователя и адвоката разные — обвинять и защищать, соответственно, но цели у них одни — установить событие преступления, виновность или невиновность лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

К сожалению, сегодня уголовно-процессуальная практика лишь формально и в общих чертах соответствует действующему законодательству.

Среди нарушителей встречаются не только следователи, но и адвокаты, когда они неформально работают вместе над одной позицией по делу или когда совершают подлоги документов, фальсифицируют доказательства. Такие злодеи не видят человека в обвиняемом, им важна своя личная цель, свои амбиции, интересы.

Единственно правильным решением, на мой взгляд, является удаление их от уголовного дела: отвод следователя, отказ от адвоката, вплоть до привлечения их к уголовной ответственности. Подобное применимо и к таким же судьям.

Естественно, я пишу об этом с оговоркой о том, что не везде и не всегда такие нарушения закона допускаются или являются привычной практикой.

Впрочем, такая недостойная правоприменительная практика со стороны следствия как усложняет защиту обвиняемого, так и помогает адвокату использовать такие нарушения следствия в интересах своего подзащитного.

Но, конечно же, любые нарушения следователя по ведению предварительного расследования или нарушения адвоката по осуществлению защиты обвиняемого являются предательством этих профессий.

Кто сильней

У обывателей есть мнение, сформированное слухами и информацией из СМИ, что следователи всесильны, а адвокаты бессильны им противостоять. Следователи в силу полномочий действительно сильны властью Закона. Но они также бессильны против законов, ограничивающих их в таких полномочиях.

Поэтому адвокаты вполне способны противостоять следствию при помощи таких ограничивающих полномочия законов. Было бы желание, смелость и умение их использовать, несмотря на противодействия всей правоохранительной и судебной системы, как это бывает иногда…

В итоге, я не стал бы отдавать предпочтение никому, если обе противостоящие в уголовном процессе стороны будут соблюдать Закон.

В противном случае, любое несоблюдение следователем требований Закона является проявлением власти зла, которое сильно своей беспринципностью, вероломностью. А борьба со злом требует от адвоката и его подзащитного смелости, мобилизованности, целеустремленности.

Ничья?

Таким образом, успех по уголовным делам у противостоящих участников зависит от индивидуальных качеств следователей и адвокатов, их профессионализма и мировоззрения.

Сила на стороне тех участников процесса, кто чтит и неукоснительно соблюдает Закон!

Подписывайтесь, обучайтесь, обращайтесь!

P. S. Если сайтРОСТОВСКИЙ АДВОКАТ вы считаете полезным и он может еще пригодиться в жизни, оставьте его в закладках или поделитесь им с друзьями. И не забудьте получить мой СПРАВОЧНИК КЛИЕНТА.

Кто такой Следователь, как стать следователем

Чем следователь прокуратуры отличается от следователя милиции?

Следователь в уголовно-процессуальном праве это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, в соответствии с УПК РФ является стороной обвинения.

Должностное лицо оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК). Он собирает доказательства, проверяет их и оценивает с позиций законности получения, их достоверности, достаточности, относимости, а затем — допустимости.

Будущий следователь должен получить Высшее Юридическое образование, так как осуществляя свою деятельность он должен знать:

  1. уголовно-процессуальный кодекс,
  2. криминалистику,
  3. законодательство,
  4. логику,
  5. психологию.

По окончании такого высшего учебного заведения вполне можно устраиваться на практику в следственный отдел. От успешного прохождения практики зависит и дальнейшая карьера. Если все пройдет гладко, то сразу же после практики вы сможете получить хорошую работу.

Впрочем, даже после окончания учебы, сам процесс обучения не заканчивается. Следователям приходится ежегодно сдавать три дисциплины:

  • рукопашный бой;
  • стрельбу из табельного (личного) оружия;
  • физическую подготовку.

Но получение высшего образования — это не единственный путь к работе следователем. Вторым вариантом достижения этой цели является поступление на службу в следственные органы МВД со средним образованием.

Конечно, в данном случае вы можете претендовать только на менее желанную должность помощника следователя.

Впрочем, ситуацию можно исправить, окончив (пусть даже заочно) хотя бы три курса университета по специальности.

В целом, карьерная лестница выглядит следующим образом:

  1. Помощник следователя.
  2. Следователь.
  3. Старший следователь.
  4. Следователь по особо важным делам.
  5. Начальник следственного отдела.

Успешным может стать только эрудированный человек, имеющий :

  • аналитический склад ума и гибкость мышления,
  • умеющий четко и лаконично излагать свои мысли,
  • отстаивать свою точку зрения и аргументировать её.

Именно такой человек может много добиться в этой профессии.

В настоящее время, получить желаемую должность можно лишь получив высшее юридическое образование. Поэтому, первым шагом будет подготовка к поступлению и не только.

Особенности профессии следователя

Работа следователя — это деятельность, направленная на раскрытие преступлений. Особенность его работы начинается еще с осмотра места преступления, выявления и сбора всех необходимых доказательств.

И в последующем, после получения необходимых лабораторных результатов и выводов, определения существенных деталей, по которым пойдет процесс раскрытия преступления и установления правонарушителя.

Точное определения личности последнего тоже зависит от уровня квалифицированности, профессиональных качеств и опыта следователя.

Также следователь обязан знать:

  1. Федеральные законы и федеральные конституционные законы.
  2. Различные нормативно-правовые акты РФ, так или иначе связанные с профессиональной деятельностью следователя.
  3. Нормативно-правовые акты своего отдела следственного комитета.
  4. Постановления и нормативные акты, связанные с правами человека, а также с функциями и обязанностями следователя, которые выпускает Конституционный суд РФ, а также Верховный и Высший арбитражный суды.

Грамотный специалист обязан также иметь представления о постановлениях Европейского Суда по правам человека (только если эти постановления так или иначе связаны с деятельностью следователя и с уголовным правом).

  • Основы таможенного законодательства.
  • Указания, приказы и другие нормативные акты СК РФ.
  • Основы этики и служебного поведения служащих в СК РФ.
  • Основы делового общения. Правила внутреннего распорядка.
  • Основы техники безопасности.
  • Порядок и правила работы со статистикой и различного рода документами.

См. Кто такой дознаватель.

Историческая справка профессии

Профессия появилась еще в Римской империи. Уже в то время государству нужны были люди, которые бы проводили тайные мероприятия по розыску. После сбора всех необходимых фактов, их систематизации, они представляли полученные данные на судебном заседании.

Только в конце XIX века криминалистика стала самостоятельной наукой. Ее основателем принято называть француза Альфонса Бертильона и австрийца Ганса Гросса. Они предложили методы идентификации по отпечаткам пальцев и портрету человека.

В чем заключается работа следователя

К более локальным и узконаправленным задачам деятельности следователя относятся следующие:

  1. Осуществление предварительного расследования порученного ему дела.
  2. Обработка поступающей информации, её анализ, сбор и синтез имеющихся сведений, разрешение возникающих в ходе следствия тактических задач.
  3. Раскрытие преступлений различной специфики, куда относятся не только уголовные, но и экономические, и политические правонарушения.
  4. Руководство оперативной группой, в том числе следователей, координирование её действий.
  5. Организация взаимодействия со службой криминальной полиции с целью задержания подозреваемых лиц.
  6. Установление истины.
  7. Передача всех полученных в ходе следствия сведений в суд для вынесения обвиняемому лицу справедливого приговора.

Упк рф выделяет два вида следователей

Следователь — криминалист — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству (п. 40.1 ст. 5 УПК РФ). Кроме того, следователь-криминалист по поручению руководителя следственного органа вправе производить по уголовному делу, находящемуся в производстве другого следователя, отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. Поручение руководителя следственного органа должно быть дано в письменном виде; 

Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом (п. 41 ст. 5 УПК РФ);

Деятельность сотрудника заключается в:

  1. возбуждении уголовных дел;
  2. решении всех вопросов, возникающих в ходе расследования и принятие необходимых мер.
  3. активном участии в судах над обвиняемыми;
  4. обжаловании некоторых решений и добиваться именно справедливого исхода судебных дел.

Что же касается личной стороны следователя, то ему необходимо обладать аналитическим составом ума и уметь отстаивать своё мнение приводя достоверные факты и доказательства.

Предварительное следствие производится следователями

Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел, а также следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи наделены равными процессуальными правами и выполняют одинаковые обязанности.

Вместе с тем их компетенция в части расследования тех или иных уголовных дел (подследственность) законом разграничена и определяется с учетом специфики предмета расследования, отраженного в уголовно-правовой квалификации соответствующих деяний (ст. 151 УПК).

Разумный срок уголовного судопроизводства

При определении разумного срока уголовного судопроизводства, который включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства.

Существенны полномочия следователя по даче поручений органу дознания в связи с расследованием уголовного дела

  • Во-первых, в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами дознания полученных от следователя поручений.
  • Во-вторых, имеющим юридическую силу является только поручение, данное в письменной форме.
  • В-третьих, УПК подтверждает положение о праве следователя дать поручение органу дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Однако следователь не вправе возлагать на органы дознания производство действий, которые согласно закону он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т.д.).

Закон определяет, что следователь обязан выявлять причины и условия, которые способствовали совершению преступления, в том числе по обстоятельствам, не являющимся криминальными.

Это в определенной степени функция надзора, поскольку, устанавливая нарушения закона, которые не содержат признаков преступления, но были причинами и условиями, которые способствовали совершению преступления, следователь уполномочен реагировать на них посредством внесения представления. Это, несомненно, достаточно сложная деятельность, расширяющая обязанности следователя при производстве предварительного следствия.

с друзьями

Дата: 14.03.2021

Подпишитесь в соц сетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Важно знать!

В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновить на сайте.

Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.

Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!
Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

Задать вопрос юристу бесплатно

Задавайте вопрос
удобным для Вас способом

Ответим на вопрос в соц. сетях

Ответим на вопрос в мессенджерах

Чем отличается прокуратура от следственного комитета?

Чем следователь прокуратуры отличается от следователя милиции?

Россияне старшего поколения твердо уверены, что полиция расследует преступления небольшой тяжести. А тяжкими преступлениями, такими как убийство, занимается прокуратура.

То, что было заложено в память с детства, позабыть сложно. Для таких людей у нас шокирующая новость: прокуратура вообще не расследует преступления. Причем уже давно. 15 января 2011 года имевшийся в прокуратуре следственный отдел был выделен в отдельную структуру, названную следственным комитетом (СК).

Давайте выясним, чем отличается следственный комитет от прокуратуры и какая из этих структур главная. Если к вам предъявляют претензии прокуратура или следственный комитет, отличие для вас не велико — ваши дела довольно плохи. Обязательно наймите себе адвоката.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 14 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Что такое прокуратура и чем она занимается

Прокуратура — это система государственных органов, занимающихся надзором за выполнением законодательства страны и соблюдением прав и свобод граждан. Помимо этого, на прокуратуру возложена обязанность представлять сторону обвинения в судах по уголовным делам, часть из этих дел готовит к суду комитет.

Деятельность прокуратуры регулируется специальным Федеральным законом №2202-1 от 17.01.1992 года. Этим законом, помимо контроля соблюдения конституционных прав и законодательства РФ, прокуратура наделена и дополнительными функциями. Функцию проведения следствия по важным делам из этого закона уже изъяли и передали ее из прокуратуры в СК.

Прокуратура относится к организациям в которых предусмотрена воинская служба. Те, кто проходят ее, имеют право на ношение боевого оружия.

Помимо военной, в прокуратуре предусмотрены правоохранительная и государственная служба.

На какой именно службе находится сотрудник, определяется занимаемой им должностью.

К ветвям власти (законодательной, исполнительной, судебной) прокуратура не относится — это отдельная государственная структура.

К задачам прокуратуры относятся:

  1. Надзор за соблюдением законодательства во всех сферах деятельности.
  2. Представление стороны обвинения в судах по уголовным делам.
  3. Уголовное преследование лиц, совершивших преступления.
  4. Работа с поступающими от граждан заявлениями и обращениями.

Прокуратура имеет собственную вертикаль подчинения и является централизованной системой государственных учреждений. Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим. Во главе прокуратуры стоит Генеральный прокурор РФ. Состав прокуратуры:

  • генеральная;
  • субъектов Российской Федерации;
  • городов и районов.

Кроме того, в качестве структурных подразделений существуют: Военная прокуратура, учебные заведения, специализированные подразделения и печатные органы.

В рамках своих полномочий прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в работе:

  1. Органов власти федерального, регионального, местного уровня, органов военного управления и контролирующих органов, а также должностных лиц этих инстанций. Прокуратура проверяет на соответствие законодательству все правовые акты, издаваемые такими формированиями.
  2. Органов дознания, следствия, розыска и применения мер принудительного характера. То есть прокуратура контролирует все органы охраны правопорядка, включая следственный комитет.
  3. Органов, организующих исполнение назначенных судом наказаний, а также содержание задержанных и заключенных граждан.

Помимо основных функций, на прокуратуру возложены и дополнительные:

  • координация деятельности всех органов, занимающихся борьбой с преступностью;
  • представление стороны обвинения в судах по уголовным преступлениям;
  • сотрудничество с международными правоохранительными структурами;
  • контроль судебных решений на соответствие их закону;
  • участие в создании законов и других нормативных актов;
  • выпуск специальных изданий прессы;
  • работа с жалобами и обращениями граждан.

Перейдем к рассмотрению структуры и деятельности следственного комитета. Именно так можно понять, в чем разница между СК и прокуратурой.

Что такое Следственный комитет РФ

Следственный комитет — тоже государственный орган, основной задачей которого является расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Комитет имеет право проводить предварительное расследование.

В следственном комитете предусмотрена воинская служба, и его сотрудники могут носить боевое оружие. Помимо военной, в рядах следственного комитета, проходят правоохранительную и государственную службу. Кто на какой службе, определяет должность.

Основные функции следственного комитета:

  • проведение проверки сообщений о преступлениях, предварительных расследований и экспертиз;
  • обобщение практики применения законодательных актов;
  • разработка и законодательных актов, требующих решения Президента и Правительства;
  • проведение правовой экспертизы проектов законодательных актов по поручениям Президента;
  • образование и проведение экспертных комиссий и советов;
  • представление в судах интересов следственного комитета;
  • участие в формировании бюджета РФ:
  • взаимодействие с государственными органами иностранных государств, международными организациями и средствами массовой информации;
  • работа с обращениями граждан.

Следственный комитет имеет четкую структуру. Он состоит из:

  • главных следственных управлений, обычных следственных управлений и отделов, приравненных к управлениям в субъектах РФ;
  • межрайонных и обычных следственных отделов;
  • отделений районов и городов.

Итак: следственный комитет и объединяющая прокуроров структура — это военизированные организации, занимающиеся охраной правопорядка. На первый взгляд, они похожи.

Чем отличается СК от прокуратуры и какая организация главная

Сравнивать следственный комитет и другие правоохранительные структуры некорректно. В полной мере это относится и к сравнению с прокуратурой — это две отдельные организации, и разница между ними огромна.

Сравнивать их — это как сравнивать бригаду лесорубов и бригаду скорой помощи: название одинаковое, обе бригады состоят из людей, на этом сходства заканчиваются, во всем остальном эти коллективы отличаются.

Примерно так и у прокуратуры с СК — есть что-то отдаленно похожее, но, в целом, разница между организациями огромна. Главным отличием, конечно, является функциональное предназначение комитета и прокуратуры, остальные отличия проистекают из этого.

Многих интересует, кто главнее — комитет или прокуратура. Этот вопрос тоже некорректен. Это разные организации, не связанные взаимным подчинением. Пересекаются организации в своей деятельности, связанной с привлечением к суду обвиняемых в уголовных преступлениях. Прокурор подписывает наработанное следственным комитетом обвинительное заключение и поддерживает обвинение в суде.

Это позволяет прокурорам оказывать давление на следственный комитет. Кроме того, прокуратура проверяет законность действий следователей комитета и жалобы на них. Это тоже рычаг давления на следственный комитет. Однако это независимые друг от друга структуры, и определить, кто из них главный, невозможно.

Источники:

Закон о прокуратуре

Закон о следственном комитете

В чём разница между опером, следователем и прокурором❓

Чем следователь прокуратуры отличается от следователя милиции?

Поговорим о различиях между оперуполномоченным, следователем и прокурором. Иначе говоря опером, следаком, и надзирающим. Чем регламентируется их обязанности, какие у них полномочия и чем отличаются. Начнем с самого распространенного — с опера.

Оперуполномоченные: задачи, обязанности, кому подчиняются

Много любимых россиянами фильмов и сериалов снято об их тяжелый и нужной работе. Если же отбросить лирику, то регламентируется их деятельность двумя нормативными актами:

  • ФЗ «О полиции»;
  • ФЗ «О оперативно-розыскной деятельности».

Оперуполномоченный — это не только полицейский. Они есть в системе МВД, ФСБ, таможни и федеральной службы исполнения наказаний. Это все те службы и ведомства, которые имеют право заниматься оперативно-розыскной деятельностью.

Самое главное, что нужно понимать о деятельности оперов, что они занимается оперативно-розыскной деятельностью и из этого проистекают их основные задачи:

  • розыск преступников;
  • пресечение правонарушений и преступлений;
  • и самая основная задача — это обеспечение расследовании уголовных дел.

Оперуполномоченный процессуально подчинен следователю. А значит, тот ставит задачи, которые опер выполняет. В жизни работа оперуполномоченного очень неприглядно и тяжела. Совершенно нет свободного времени, очень много писанины: на каждый свое действие нужно заполнять рапорты. Но без этой работы ни одно уголовное дело не было бы раскрытым.

Это те люди, которые находятся на передовой, что называется работают на земле. Все их полномочия расписаны в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Основные это:

  • проведение оперативно-розыскных мероприятий, как гласных так и негласных (слежка, прослушка, перлюстрация почтовых отправлений и email);
  • проведение опросов (оперуполномоченный очень редко когда может проводить допросы, только в случае возбужденного уголовного дела и по отдельному поручению следователя);
  • выполнение поручений следователя.

Огромный кусок их работы — это сопровождение уголовных дел. То есть помощь следователю, который по большому счёту вооружён только ручкой и дальше кабинета особо нигде не бывает. Непосредственно расследуют уголовное дело именно оперуполномоченные.

Следователь: задачи, деятельность и полномочия

Или как говорят на сленге – следак. Следствием у нас в стране может заниматься МВД, Следственный комитет и ФСБ.

Следствие нужно, чтобы изобличить всех виновных. Если оперуполномоченный выявляет сам факт преступления и ему не нужно устанавливать: кто виноват, кто не виноват.

Он должен установить только факт и написать об этом раппорт. По этому рапорту, если вышестоящая инстанция — прокуратура согласится, будет возбуждено уголовное дело.

А вот расследованием уголовного дела будет заниматься, как раз следователь.

Задача следователя:

  • установить всех причастных к преступлению;
  • установить их роль в данном преступлении;
  • привлечь их к ответственности, чтобы восторжествовал закон.

В основном он сидит в кабинете и постоянно допрашивает свидетелей и подозреваемых, проводит следственные действия.

https://www.youtube.com/watch?v=DFXfeTM-Qlw

Ему в помощь приданы оперуполномоченные и эксперты. Именно следователь допрашивает, назначает экспертизы, предъявляет, обвинение, избирает меру пресечения на срок следствия.

Именно от следователя зависит пойдете вы в тюрьму, пока расследуется уголовное дело или будете под подпиской о невыезде. А никак не от оперуполномоченного. Имейте это в виду, чтобы они вам там не рассказывали.

Прокурор: подчинённость, задачи и полномочия

Федеральным законом о прокуратуре регулируются права, обязанности и полномочия сотрудников прокуратуры. Это отдельный орган, не входящие ни в одну из ветвей власти, который занимается контролем и надзором за соблюдением законов, а также прав граждан.

То есть прокуратура, как орган напрямую подчиняющийся президенту РФ, наблюдает за соблюдением законов. Поэтому если что-то, кем-то, где-то нарушено, то жаловаться надо именно в прокуратуру.

Что касается полномочий прокурорских работников при расследовании уголовных де, то их там очень и очень много: 1.

Самое первое и важное — именно прокуратура даёт или не даёт согласие на возбуждение уголовного дела. 2. Имеет право давать указания следствию, которые обязательны к исполнению. 3.

Продлевает или не продлевает сроки расследования. 4. Даёт свое согласие или не дает согласие на ту или иную меру пресечения.

5. Прокуратура утверждает обвинительное заключение и направление дела в суд и много другое.

Чем следователь прокуратуры отличается от следователя милиции? – Консультант

Чем следователь прокуратуры отличается от следователя милиции?

Переходим к изучению понятия и процессуального статуса основного субъекта, производящего предварительное следствие, — следователя.

Следователь как субъект уголовного процесса — это лицо, законно состоящее в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) Главного следственного управления Следственного комитета РФ, следственного управления (следственного отдела) Следственного комитета РФ по округу, по субъекту Российской Федерации, по районам, городам, специализированного следственного управления Следственного комитета РФ, специализированного следственного отдела Следственного комитета РФ на правах районного, военного следственного управления Следственного комитета РФ по военному округу, флоту, ракетным войскам стратегического назначения, военного следственного отдела Следственного комитета РФ по объединениям, соединениям, гарнизонам, а также следственного органа Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ или Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, территориального органа одного из указанных ведомств по субъекту Российской Федерации, городу или району.

Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь Следственного комитета РФ, не являющийся гражданином России , согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» , так как сотрудниками Следственного комитета РФ, а значит, и следователями могут быть только граждане Российской Федерации.

———————————

См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 1996 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 10.

См.: Собр. законодательства РФ. 2011. N 1. Ст. 15.

Процессуальным статусом следователя обладает также руководитель следственного органа, производящий предварительное следствие самостоятельно (ч. 2 ст. 39 УПК РФ), руководитель следственной группы. Несколько ограничен процессуальный статус следователя у следователя — члена следственной группы (ст. 163 УПК РФ).

2.2. Права следователя

Назначением следователя в уголовном процессе является осуществление предварительного следствия по уголовному делу. В связи с чем следователь вправе:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, которые установлены УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст.

221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Постановления, требования, поручения и запросы следователя, предъявленные в пределах его полномочий по находящимся в производстве уголовным делам, обязательны для исполнения без какого-либо исключения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

2.3. Обязанности следователя

На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он обязан:

1) принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

2) в каждом случае обнаружения уголовно и процессуально значимых признаков объективной стороны состава преступления принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ);

3) выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК РФ);

4) выносить постановление о прекращении уголовного преследования, после получения предварительно на то согласия руководителя следственного органа или, если закон этого не требует, без такового, принимать некоторые иные процессуальные решения при наличии в его распоряжении соответствующих фактических оснований.

Указанный перечень обязанностей следователя не исчерпывающий.

2.4. Процессуальная самостоятельность следователя

Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа дознания). С одной стороны, ни один из следователей не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 УПК РФ), хотя такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. С другой — следователь обладает процессуальной самостоятельностью, которой нет у дознавателя .

———————————

См. об этом подробнее в § 6 главы 2 настоящей работы.

Процессуальная самостоятельность следователя заключается в следующем. Прокурор согласно п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ уполномочен требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Однако когда следователь не согласен с направленными в его адрес требованиями прокурора, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа.

Последний информирует прокурора об обжаловании следователем его требований и приступает к рассмотрению требований прокурора, а также письменных возражений следователя на указанные требования.

По результатам такого рассмотрения руководитель следственного органа дает следователю письменные указания об устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора.

Таким образом, прокурор имеет возможность (в случае согласия с его позицией руководителя следственного органа) влиять на принимаемые следователем процессуальные решения. Еще большими полномочиями наделен сам руководитель следственного органа. Он вправе давать подчиненному ему по службе следователю обязательные для исполнения письменные указания (ч. ч. 1 и 3 ст. 39 УПК РФ).

В то же время у следователя имеются возможности отстоять свое мнение по наиболее важным вопросам расследования. Законодатель предоставил ему право обжаловать данные указания руководителю вышестоящего следственного органа. Обжаловать указания надзирающего либо контролирующего органа вправе и дознаватель.

Но куда бы он ни жаловался и какое бы указание ни обжаловал, он все равно обязан его исполнить.

В отличие от дознавателя следователь не исполняет указание (несмотря на то что оно в законе именуется письменным и обязательным для исполнения) руководителя следственного органа, касающееся изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. Правда, не исполнять таковое он вправе, только если обжаловал его вышестоящему руководителю следственного органа. А вот направление последнему материалов уголовного дела и своих письменных возражений на обжалуемое указание — это уже право следователя, отказ от реализации которого не возлагает на следователя обязанности исполнить обжалованное им указание.

Что же в этой ситуации может сделать руководитель вышестоящего следственного органа, которому поступила жалоба следователя? Если ему поступила жалоба на указание, касающееся изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, направления дела в суд или его прекращения, вышестоящий руководитель следственного органа вправе отменить указание нижестоящего руководителя следственного органа или же отстранить следователя от дальнейшего производства расследования по делу, когда последним допущено нарушение требований УПК РФ. Данные возможности вышестоящего руководителя следственного органа следуют из перечня общих прав всех руководителей следственных органов.

Однако вынуждены заметить, до создания Следственного комитета РФ (на момент создания он именовался Следственным комитетом при прокуратуре РФ) никто (ни прокурор, ни вышестоящий прокурор, ни начальник следственного отдела, ни руководитель другого следственного органа) не имел возможности заставить следователя привлечь по его внутреннему убеждению невиновного в качестве обвиняемого; квалифицировать совершенное преступление не по той статье (части, пункту), по которой он считает необходимым это сделать; вменить в вину обвиняемому те эпизоды преступной деятельности, вина в совершении которых, по мнению следователя, не доказана или, того хуже, доказана невиновность обвиняемого в совершении данных преступлений; избрать меру пресечения либо отменить или изменить меру пресечения, когда следователь убежден в отсутствии фактических оснований принятия такого решения; отказаться от обращения в суд с ходатайством об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, решение о производстве (избрании) которых может принять только суд; прекратить уголовное дело, когда вина обвиняемого в совершении тяжкого (иного) преступления безусловна, и даже направить уголовное дело в суд с обвинительным заключением (постановлением о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера), когда следователь убежден в том, что «обвиняемый» не принимал участия в совершении общественно опасного деяния, которое от следователя потребовали вменить ему в вину.

Сейчас ситуация изменилась. Сама идея, заложенная ранее в институт процессуальной самостоятельности следователя, в действующей правовой формулировке несколько «перегнута» в противоположную от собственно процессуальной самостоятельности следователя сторону.

В отличие от ранее действовавшего правила, в настоящее время в законе ничего не сказано о том, что при несогласии с позицией следователя вышестоящий руководитель следственного органа может лишь забрать у следователя уголовное дело и передать его другому следователю.

А если данное правовое положение из УПК РФ убрано, позволим себе предположить, что сейчас вышестоящий руководитель следственного органа вправе «заставить» следователя, обжаловавшего указание своего непосредственного начальника, выполнить любое его письменное уголовно-процессуальное требование, в том числе и незаконное.

Итак, настоящий статус следователя отличается от процессуального положения дознавателя, традиционно не наделенного процессуальной самостоятельностью.

Отличие это состоит в том, что обжалование следователем указаний руководителя следственного органа, касающихся изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения, приостанавливает их исполнение. Обжалование аналогичных указаний дознавателем не приостанавливает их исполнения.

В то же время заметим, что законодатель в последнее время встал на путь сближения правового положения следователя и дознавателя. Причем пошел не в сторону увеличения независимости дознавателя, а в направлении ограничения самостоятельности следователя и существенного расширения полномочий начальников последнего — руководителей следственных органов.

Глава 2. УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СО СТОРОНЫ ОБВИНЕНИЯ

§ 3. Руководитель следственного органа

§ 5. Начальник подразделения дознания

§ 7. Потерпевший: понятие, права и обязанности

§ 8 Частный обвинитель: понятие, права и обязанности

§ 9. Гражданский истец: понятие, права и обязанности

Законодательство
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: